«Цель курса состоит в формировании у студентов целостного представления об отношении РПЦ к определённым вопросам современной государственной и общественной жизни, которое базируется на изучении общецерковного документа Основы социальной концепции РПЦ, принятом на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.», – Рабочая программа Самарской духовной семинарии.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- познакомить студентов с историей возникновения Основы социальной концепции РПЦ и его разработки этого документа;
- ознакомить студентов с официальной позицией РПЦ в области взаимоотношений с государством и обществом;
- выделить основную проблематику в отношениях Русской Церкви и государства, Церкви и иных христианских конфессий, а также Церкви и мира;
- сформировать у студентов навыки оценивания новых явлений в церковной жизни.
В рамках курса рассматриваются причины создания и падения христианского государства – от «симфонии» отношений Церкви и государства до отделения Церкви от государства; формы, виды и примеры взаимодействия Церкви и государства в современный период; роль Церкви как нравственного воспитателя общества и значение Христианства в современной концепции прав человека.
Содержание курса:
- основные понятия «Церковь», «государство», «закон», «право»;
- принцип симфонии отношений Церкви и государства в его практическом применении и принцип отделения Церкви от государства в результате революций;
- место церковного права в правовой системе государства;
- права и свободы человека в Церкви и государстве;
- миссионерская, просветительская и образовательная деятельность Русской Православной Церкви в России;
- основы социальной концепции Русской Православной Церкви;
- проблема «ювенальной юстиции» и роль Церкви в защите от ювенальных технологий;
- защита религиозных чувств верующих в Российской Федерации и на международном уровне.
Дисциплинами, на которых осуществляется предварительная подготовка обучающихся, являются: «Догматическое богословие», «Правовые и экономические основы деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви», «Организация деятельности прихода», «Каноническое право». Изучается во взаимосвязи со следующими дисциплинами: «Миссиология», «Гомилетика», «Нравственное богословие».
Готовые контрольные работы по ЦГО
Программа курса на базе портала дистанционного обучения включает в себя 50 занятий, в числе которых необходимо выполнить письменные задания. Стоимость одной контрольной – 500 р. Если необходима оригинальная работа, то стоимость одной страницы – 400 р.
Занятие 5. Духовные причины падения Византийской империи
- По какой причине все греческие епископы, кроме одного, подписали Ферраро-Флорентийскую унию?
- Какое значение факт подписания унии имел для Византийской империи?
Занятие 6. Духовные причины революций 1789 (Франция), 1917 (Российская империя), 1991 (СССР)
- Какова связь падения Византийской империи и начала эпохи Возрождения в Европе?
- По какой причине (духовной) некогда христианская Франция отреклась от церкви, морали и нравственности на уровне государства?
- Какие последствия имела эпоха Просвещения для Российской империи?
- Какие основные причины (духовные, идеологические) привели к краху советской идеологии?
Занятие 9. Отделена ли Церковь от государства в современной России
- Учитывает ли государственная власть, которую выбирает сам народ, мировоззрение и ценности своего народа?
- Какую роль в настоящий момент выполняет Русская Православная Церковь в государстве?
- Является ли светскость государства препятствием для сотрудничества Церкви и государства?
- Что означает современный принцип отделения религиозных объединений от государства согласно российскому законодательству?
Занятие 13. Сравнительный анализ церковной и светской теории прав человека
- Какие понятия теории прав человека могут по-разному пониматься в Церкви и государстве?
- Что лежит в основе понятия «человеческое достоинство» с церковной и светской точек зрения?
- Каким образом можно преодолеть разницу в церковном и светском понимании прав человека?
Занятие 19. Роль Церкви в защите прав человека
- Проанализируйте основные проблемы реализации светской теории прав человека в современный период и напишите контрольную работу.
Занятие 22. Соответствует ли фильм «Матильда» государственной культурной политике Российской Федерации
- Проанализируйте фильм «Матильда» на предмет его соответствия Основам государственной культурной политики и другим нормативным актам.
- Необходимо аргументировать свою позицию со ссылкой на нормативные акты.
Занятие 23. Сотрудничество Церкви государства в сфере образования
- Прочитать полностью Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
- Написать контрольную работу до 3 страниц.
Занятие 25. Сравнительный анализ семейной «политики» в Церкви и государстве.
- Прочитать полностью Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года
- Сравнить положения Концепции с положениями Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, касающимися семейных отношений.
- Написать контрольную работу до 3 страниц.
Занятие 27. Сотрудничество Церкви и государства в сфере защиты права на жизнь нерожденного ребенка.
- Какие российские нормативные акты свидетельствуют о негативном отношении к абортам?
- Какие международные акты могут помочь в продвижении по пути запрета абортов?
- Какие положительные примеры могут служить ориентиром для проведения политики по запрету абортов?
- Какова роль Церкви в сотрудничестве с государством в сфере защиты права на жизнь нерожденного ребенка.
Занятие 29. Может ли православный пост стать причиной изъятия детей из семьи.
- В каких случаях можно изъять из семьи детей без решения суда?
- Можно ли забрать детей из семьи, если родители их неправильно воспитывают?
- Какова позиция Русской Православной Церкви в отношении ювенальной юстиции?
- Какие существуют варианты защиты от «ювенальной юстиции»?
Занятие 32. Отношение Церкви и государства к развитию биомедицинских технологий.
- Написать контрольную работу до 3 страниц.
Занятие 39. Защитило ли государство религиозные чувства верующих в ситуации с оперой «Тангейзер»
- В каком случае можно говорить о необходимости защиты чувств верующих?
- Можно ли считать, что данной оперой были оскорблены чувства верующих?
- Имело ли место позиция Русской Православной Церкви в отношении данного дела?
- Насколько убедительно заявление Б. Мездрича относительно того, что постановки его театра ограничены лишь Конституцией страны?
- Является ли свобода слова абсолютной, не подлежащей ограничениям?
Занятие 47. Решения ЕСПЧ по делам «Кузнецов и другие против России» и «Кимля и другие против России»
- Аргументы заявителей о нарушении своих прав по статье 9 и 14 ЕКПЧ.
- Аргументы Правительства России по каждому делу.
- Решения и аргументация ЕСПЧ по каждому делу по ст. 9 и ст. 14 ЕКПЧ.