«Цель учебной дисциплины – формирование у обучающегося частичной компетенции самостоятельного анализа и построения устной и письменной речи, включающей необходимые системные знания, устойчивые умения, навыки свободной, грамотной и культурной коммуникации», – рабочая программа МДА.
Задачи курса:
- познакомить студентов с учением о сущности, цели и задачах церковной проповеди;
- раскрыть библейские основы церковной проповеди, ее внутренний характер и стилистические особенности;
- изложить основные положения формальной гомилетики, познакомить с различными видами и формами церковной проповеди, их местом в богослужебном цикле;
- познакомить с практическими методиками логико-риторического анализа и составления текстов проповеднического характера;
- дать анализ способов произнесения проповеди и указать требования к речевой подготовке проповедника (технике речи);
- познакомить с лучшими образцами церковной проповеди;
- рассмотреть вопросы, связанные с личностью проповедника, изложить условия успешного воздействия проповеди на слушателя;
- формировать у студентов понимание необходимости целенаправленной подготовки к проповедническому служению;
- способствовать формированию у студентов необходимых для проповедника нравственных качеств: добросовестности, ответственности, практического духовного опыта, живой веры;
- развивать способность использовать базовые знания в области теологии, философии, пастырского богословия, риторики с целью самосовершенствования и формирования профильных качеств;
- способствовать развитию интереса к проповедническому служению.
Дисциплина «Гомилетика» входит в вариативную часть по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций». Гомилетика относится к дисциплинам, формирующих профессиональную подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций. К числу входных знаний, навыков и компетенций студента, приступающего к изучению дисциплины «Гомилетика», относится знания, полученные при освоении дисциплин «История древней Церкви», «Риторика», «Русский язык и культура речи», «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Введение в библеистику», «Литургика», «Ведение в специальность».
Готовые контрольные и тесты в семинарию СДО
- Занятие без внутреннего теста – 25 р. (38 уроков)
- Тесты (занятия: 10, 14, 17, 20, 24, 28, 31, 37, 44, 49) – по 100 р.
- Занятие 39. Контрольная – 500 р.
- Занятие 50. Контрольная – 2000 р.
Полное прохождение Гомилетики на третьем курсе – 4 500 р.
01.09.2024.
Занятие 17. Тест
- Первые труды по теории проповеди появляются в России:
- «Духовный регламент» синодальной эпохи дозволял произносить проповеди:
- Книгу об импровизированной проповеди написал:
- Кого называли русским Златоустом?
- Термин «гомилетика» закрепился в русской богословской науке…
Занятие 20. Тест
- Назовите главные черты пастыря
- Обязанность предстоятелям проповедовать закреплена деяними:
- Где в Евангелии Господь говорит о проповеди:
- Черты апостольской проповеди описываются апостолом Павлом в послании к:
Занятие 24. Тест
- По какой причине епископская кафедра за Престолом получила название горнего места?
- Что представляли собой древние византийские амвоны?
- В какой момент литургии было принято произносить проповедь в IV веке?
- Какую цель преследует слово священника на отпевании?
Занятие 39. Контрольное занятие
- Опишите индуктивную проповедь как особое коммуникативное событие.
- Раскройте своеобразие подготовки к произнесению дедуктивной проповеди.
- Опишите современные подходы к построению проповеди, разрабатываемые в русле новой гомилетики.
Занятие 50. Контрольное занятие
Задание 1. Напишите проповедь на тему «Апология живого слова в Церкви», при этом используя все приемы и правила, которые вы прошли во время изучения курса, а также вспомните историю и достоинства церковной проповеди.
Задание 2. Подготовьте ответы на вопросы для устного зачета.
- Назовите плюсы и минусы произнесения заученной наизусть проповеди.
- Сформулируйте особенности работы проповедника с библейским текстом.
- Назовите обычные для проповедника ошибки.
- Объясните, почему проповедь после чтения Евангелия более соответствует внутренней логике евхаристического богослужения?
- Раскройте своеобразие надгробной проповеди.
- Охарактеризуйте процесс рождения проповеди
- В каких случаях в проповеди необходимо уделять внимание разъяснению смысла совершаемых в храме обрядов?
- Охарактеризуйте проблемы и опасности, присущие агиографической проповеди.
- Расскажите о дедуктивном методе построения проповеди.
- Опишите современные подходы к построению проповеди, разрабатываемые в русле новой гомилетики.