«Цель изучения дисциплины: ознакомление студентов с теоретическими знаниями в области педагогической науки, с историей христианской педагогической мысли, формирование философско-педагогического мышления и православной педагогической культуры, позволяющих студентам осознанно выбирать и использовать педагогические методы в пастырском служении», – Рабочая программа Ставропольской духовной семинарии.
Задачи дисциплины:
- сформировать у студентов представления о педагогике как о социальногуманитарной науке: методологических основах, понятийно-категориальном аппарате, о сущности, закономерностях и принципах образовательного процесса, о содержании, формах и методах обучения и воспитания;
- способствовать формированию ответственного отношения к учению, способности к самоанализу и самооценке;
- способствовать развитию умений самостоятельного анализа предлагаемого учебного материала, творческому подходу к решению нестандартных педагогических ситуаций и аргументированному обоснованию своих решений;
- способствовать овладению системой православных философско-педагогических концептуальных знаний о человеке, его развитии, обучении и воспитании; умениями использовать их в пастырском служении;
- способствовать ознакомлению и овладению формами, методами, особенностями организации и содержания педагогической и социально-педагогической деятельности на приходе, а также формами взаимодействия священнослужителя с государственными образовательными структурами.
Данная дисциплина имеет тесную связь как с гуманитарными дисциплинами (Философия, Психология, Логика, Русский язык и культура речи, и др.), так и с профессиональными (Пастырское богословие, Нравственное богословие, Введение в специальность и др.), что обеспечивает практическую направленность в системе семинарского образования.
Специфика преподавания в духовной семинарии требует приоритетного внимания к определенной профессионально-ориентированной тематике. В этой связи изучение курса «Педагогика» необходимо для будущих священнослужителей Православной Церкви, так как духовно-просветительская и душепопечительская деятельность является непосредственной сферой служения священника.
Готовые контрольные работы по Педагогике СДО
Стоимость одной контрольной 500 р. Если необходима оригинальная работа, то стоимость – 400 р. за одну страницу. Контрольная занятия 11 – 2000 р.
Занятие 1. Сообщение о работе Климента Александрийского «Педагог».
- Раскройте содержание работы, выделите наиболее значимые теоретические положения.
- Какие практические выводы можно сделать из этого текста.
- Расскажите о принципе Христоцентричности.
- Расскажите о принципе эклезиоцентричности.
- Опишите роль среды в воспитании.
Занятие 2. В чём состоит специфика педагогики?
- В чём разница при восприятии обучения и воспитания? Как это отражается на воспитательном процессе?
- Какова структура воспитательного процесса?
- Расскажите о воспитании воли.
- В чём состоит понимание устройства мира?
Занятие 3. Каковы пути взаимодействия между средней и воскресной школы?
- В чём состоит проблема школы относительно происходящих изменений?
- Как сказывается разный уровень подготовки детей на учебно-воспитательном процессе в школе.
- Как научить учиться в воскресной школе?
- В чём опасность отсутствия этого навыка?
Занятие 5. Эссе: История воскресных школ в России
- Сделать небольшое письменное сообщение (приблизительно 3-5 страниц)
- Обязательным элементом этого сообщения является ответ на вопрос: «Как я могу использовать в реальной работе материал этого задания?»
Занятие 6. Эссе: Поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе на примере воскресной школы
- С какими формами проявления неравенства может столкнуться педагог воскресной школы?
- Как он должен их учитывать?
- Есть ли препятствия или ограничения при приёме в воскресную школу или кружки?
Занятие 7. Свобода и дисциплина
- Какова главная цель дисциплины в школе?
- Как обеспечивается продуктивность? Сравните два основных подхода.
- В чём может заключаться власть педагога?
- В чём состоят слабые и сильные стороны современной школы?
- Каковы последствия дисциплинарного подхода в образовании?
- Какие условия надо выполнить для достижения свободы при обучении?
Занятие 8. Взгляд православной антропологии на состав человека
- Какие этапы можно выделить, говоря о антропологический изменениях в человеке.
- Расскажите о устройстве человеке до грехопадения.
- Что изменилось в антропологии человека после грехопадения?
- Что изменилось с пришествием Спасителя?
- Как различаются телесные и духовные потребности?
Занятие 11. Педагогическая практика, методика и система
- Расскажите о модели «поведенческое окно».
- При столкновении с проблемой, как и зачем определить чья это проблема? Дайте ответ в рамках практики «активного слушания».
- Расскажите в чём суть рассматриваемого метода.
- Какие барьеры общения выделяет Гордон?
- В чём их негативное влияние на ситуацию?
Занятие 12. Чувства человека при негативном общении
- Что такое фразы отмычки? В чём их смысл?
- Что такое код в рассматриваемом методе? Для чего он нужен?
- Что такое обратная связь, для чего нужна и как она достигается?
- Какие ошибки наиболее типичны на начальном этапе применения метода?
- Когда не нужно применять рассмотренный метод?
Занятие 13. Опишите суть кинопедагогики
- Какие условия способствуют её развитию?
- В чём состоит слабость педагогов применительно к этому направлению?
- В чём особенности написания сценария?
Занятие 14. Деление на возрастные периоды
- Дайте характеристику дошкольному периоду развития.
- Как ребёнок воспринимает окружающую среду?
- Какие взгляды на развитие существуют в педагогике?
- Как в православной педагогике понимают понятия «целомудрие» и «развращение»?
- Расскажите на примере восприятия визуальной информации о влиянии среды на ребёнка дошкольного возраста.
Занятие 15. Предметность и иерархичность в возрастной педагогике
- Дайте характеристику периоду начальной школы. В чём его отличие от дошкольного периода?
- Дайте характеристику периоду средней школы. Укажите какие особенности соответствуют этому периоду.
- Напишите развёрнутую характеристику этого периода с точки зрения светской педагогики и с точки зрения православной педагогики. Проведите сравнительный анализ.
Занятие 16. Стадии развития кружковой работы.
- Дайте характеристику каждой из них.
- Опишите структуру кружка клубного типа.
- Дайте характеристику её основным элементам.
- Какие пути формирования сообщества вы знаете.
Занятие 17. Создание кружка клубного типа
- Расскажите о наборном типе комплектации кружка?
- Какие фазы можно выделить в процессе этого типа?
- Подробно расскажите о фазе набора.
- Расскажите о поточном типе комплектации. На чём он основывается?
- Расскажите об основных принципах этого подхода.
Занятие 18. Сухомлинский А. В. «Сердце отдаю детям»
- Составить подробный конспект с комментариями