«Дисциплина русский язык и культура речи нацелена на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля – в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка», – сказано в рабочей программе курса Вологодской семинарии
Задачи дисциплины состоят в формировании у студентов основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества:
- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
Готовые контрольные работы по русскому языку в семинарию
Курс состоит из 50 занятий. Первые занятия не содержат контрольных работ или тестов. Достаточно изучить материал (просто пролистать). Контрольные работы начинаются с 6-го занятия. В контрольных следует учитывать, что преподаватель работы проверяет, делает замечания и, при необходимости, просит переделать.
- Занятие без внутреннего теста – 25 р.
- Занятие 10 требует написать эссе на тему: «Проблема иноязычных заимствований в составе современного литературного языка» (стоимость – 500 р.).
- 21 контрольная работа разного уровня сложности (стоимость – 150-250 р.).
- 9 тестов от 2 до 20 вопросов (стоимость – 50-300 р.).
Полное прохождение курса – 6000 р.
Занятие 6. Полемика о русском литературном языке в начале XIX века
- Исключите из списка слова иноязычного происхождения: сцена, бильярд, обзор, влюбленность, личность, тщеславие, пешник.
- Определите автора данного отрывка (Н.М. Карамзин или А.С. Шишков), обоснуйте свой ответ: «Пичужечки не переменяй — ради бога не переменяй! <…> Имя пичужечка для меня…».
Занятие 7. Пушкинский период в истории русского литературного языка
- Прочтите отрывки из произведений А.С. Пушкина.
- Проанализируйте произведения А.С. Пушкина в лингвистическом аспекте. Определите особенности осмысления и употребления славянизма «сущий» в отрывках из произведений А.С. Пушкина.
Занятие 9. Русский литературный язык в XX веке (советский период)
- Прочтите отрывок из рассказа В.М. Шукшина «В профиль и анфас».
- Проанализируйте отрывок из рассказа В.М. Шукшина в лингвистическом аспекте, указав использованные в нем просторечия. Дайте лингвистическую характеристику просторечий по следующему алгоритму: 1) словообразовательные особенности (части слова: приставка, суффикс, флексия); 2) морфологические особенности (часть речи, род, число, падеж); 3) синтаксические особенности (согласование и управление в предложении); 4) стилистическая окраска и функции просторечий в художественном тексте.
Занятие 10. Современная языковая ситуация
- Напишите небольшой текст в жанре эссе, изложив в нем свои взгляды на проблему иноязычных заимствований в составе современного литературного языка.
Занятие 12 – тест
- К разновидностям национального языка не относятся:
- Территориальные диалекты формируются на основе:
- Высшей разновидностью национального языка является:
- Фонетическое просторечие содержится в следующем перечне слов:
- Особенности жаргонной речи могут проявляться на следующих языковых уровнях:
Занятие 15. Толковые словари русского языка: нормативные и ненормативные
- Проанализируйте структуру словарной статьи слова «звучать» по словарю С. Ожегова и Н. Шведовой.
- В Толковом словаре С. Ожегова и Н. Шведовой найдите словарные статьи с заголовочными словами: анналы, аннотация, индианистика, аванложа, компиляция, мирабель. Проанализируйте семантическую характеристику данных слов.
Занятие 17. Глагол как самостоятельная часть речи
Определите морфологические признаки глаголов (возвратность/ невозвратность, совершенный/несовершенный вид) в предложениях:
- Даже не верится, что такое возможно.
- В письме он рассказал о своих успехах.
- Ученик точно решил задачу.
- Эта собака бросается на прохожих.
- Миша погрузился в размышления.
- Заседание Ученого совета продолжалось до обеда.
- Итоги сессии оказались для него неожиданными.
- Это удостоверение помогло пройти все преграды.
- Ученики решили задачу.
- Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собою.
- Он быстро охладел к этой работе.
- Он стал скучать по семье и друзьям.
- Дача принадлежала его жене.
- Березовые дрова трещат в камине.
- Она планирует написать статью в течение месяца.
- Строительство завершится весной.
- После ремонта квартира выглядела идеально.
- После грозы в селе отключили электроэнергию.
Занятие 18. Спряжение глаголов
- В нижеприведенных фразеологизмах преобразуйте глаголы в форме инфинитива в глаголы с личными окончаниями, укажите спряжение: Попасть впросак, сорвать маску, вытаращить глаза, метать икру, скалить зубы, скрутить в бараний рог, преклонять колена, потерять голову, снимать сливки, переливать из пустого в порожнее, гнуть спину, держать ушки на макушке, воротить нос, разинуть рот, лопнуть со смеху, зарубить на носу.
Занятие 20. Словообразование действительных и страдательных причастий
- Образуйте возможные грамматические типы причастий от указанных в скобках инфинитивов: Низко (стелить) туман мешал продвигаться вперед. Все завидовали согласию, (царствовать) между Троекуровым его соседом. Владимир Андреевич воображал грустный образ жизни, (ожидать) его в деревне. На (приподнять) со дна реки якоре виднелись водоросли и ржавчина. Постоянно (хмурить) брови мальчик. Берестяные грамоты, (написать) без единой капли чернил.
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор гласной в суффиксах причастий: Вымощ…ые булыжником дороги. Заслуж…ая учеником награда. Оправда…ый веками метод лечения. Воспита…ый в христианской общине ребенок. С открыто улыба..щимся лицом. При колыш…щемся пламени свечи. Одева…щаяся по моде девушка.
Занятие 21. Правописание суффиксов причастий
Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните написание:
- Лодка плыла по дремл…щей реке.
- Кое-где еще видны остатки та…щего снега.
- На стенах, окле…ых зелеными обоями, висели три картины, пис…ые красками.
- Её изнеж…ые пальцы не знали игл.
- Это уже реш…ое дело.
- Раздался вдруг нежд…ый гром.
- Лестница бала ветхая, с полом…ыми перилами.
- Каштанка увидела нечто неожиданное и страшное.
- Лошади мчались по земле, ков…ой из серебра.
- Ей помогали трое по моде остриж…ых парня.
- Акации горят под освещ…ым окном.
- Прислушайтесь к вьюге, сквозь десны процеж…ой.
- Вся улица была заставл…а экипажами.
- Кто мне сказал, что надежды потер…ы?
- Ковром разостл…а трава.
- Глухие тайны мне поруч..ы.
Занятие 25 – тест
- Укажите автора следующего высказывания: «Убедились ли мы, что славенский язык не есть язык русский и что мы не можем смешивать их своенравно, что если многие слова, многие обороты счастливо могут быть заимствованы из церковных книг, то из сего еще не следует, чтобы мы могли писать: да лобжет мя лобзанием, вместо целуй меня?» – А. Пушкин
- Процесс становления русского литературного языка Петровского периода характеризуется следующими тенденциями – демократизация литературного языка, обусловленная его сближением с разговорной речью и с языком деловой письменности
- С целью изучения русского литературного языка и формирования к нему уважительного отношения в образованных слоях общества в 1771 г. в Москве учреждается – Вольное российское собрание
- Назовите культурно-философскую парадигму, которая определяет развитие современной массовой культуры и языка:
- Русский язык 1920-30-х гг. характеризуется
- Во второй половине 19 века в России интенсивное развитие получают следующие виды ораторской речи
- К фундаментальным разделам языкознания относят
- Понятие «франглийский» отражает следующую проблему
- Автором сочинения «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» является
- В основе лингвистической теории А.С. Шишкова
- Семиотика – это наука, изучающая
- Язык выполняет следующие основные функции
- Соотнесите термин и его определение: Культура речи, Лексикология, Синтаксис, Морфология
- Языковая система включает следующие уровни
- Укажите словарь, относящийся к типу нормативных толковых словарей
- –НН– пишется во всех словах ряда
- Создателем учения о трех стилях в России называют
Занятие 40 – тест
- Структурно-семантический подходит определению природы бессоюзного сложного предложения разработан: Н. С. Поспеловым
- Назовите раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний и предложений: синтаксис
- Основным средством связи предикативных частей в бессоюзном сложном предложении является: интонация
- Определите, в каком предложении присоединительную функцию выполняет союз, а не союзное слово:
- Второстепенным членом предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей, является:
- Укажите знак препинания между частями бессоюзного сложного предложения, если во второй части предложения указывается следствие, исходящее из содержания первой части:
- Простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения со значением одновременности и последовательности отделяются друг от друга:
- К главным членам предложения относят:
- Укажите сложносочиненное предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
- Укажите знак препинания между частями бессоюзного сложного предложения, если во второй части имеется пояснение, разъясняющее содержание первой части:
- Укажите знак препинания между частями бессоюзного сложного предложения, если второе предложение дополняет содержание первого:
Занятие 50 – тест
- Лексический уровень языковой системы включает следующие единицы
- Укажите номер строки, в которой содержатся слова, нарушающие литературную норму
- Стилизация простонародной речи характерна для следующего типа художественного повествования
- Автором статьи «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» является
- Готовые речевые модели, которые регулярно используются при корректном общении в разных этикетных ситуациях, называются
- Укажите номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая
- Автором сочинения «Рассуждение о пользе книг церковных в Российском языке» является
- Согласно Н. М. Карамзину, в качестве ориентира для русского литературного языка должен выступать
- Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются
- Укажите раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка