«Целью изучения дисциплины «Древнегреческий язык» является усвоение студентами нормативной грамматики аттического диалекта греческого языка и основных особенностей других важнейших литературных диалектов (гомеровского, иудео-эллинистического койнэ) в объеме, достаточном для работы с памятниками древне-христианской литературы, оригинальными текстами святых отцов Церкви, что позволит профессионально заниматься комментированием текстов», – Рабочая программа Николо-Угрешской духовной семинарии.
Цель курса соотносится с требованиями ФГОС Теология, который предполагает изучение основополагающих духовных ценностей, теоретически оформленных в Православии и осмысляемых в систематическом единстве и исторической реализации (ФГОС Теология п. 4.1), для чего необходимы навыки работы с источниками, в том числе и на древнегреческом языке.
Изучение Древнегреческого языка требует решения следующих задач:
- дать знания в области морфологии, синтаксиса и лексики на уровне, достаточном для чтения Священного Писания, а также оригинальных святоотеческих и исторических текстов со словарем;
- познакомить студентов с техникой перевода и интерпретации источников.
Дисциплина «Древнегреческий язык» является обязательной дисциплиной базовой части Блока 1 (Б1.О.22) «Дисциплины» (модули) учебного плана основной образовательной программы по направлению подготовки 48.03.01 Теология. К числу входных знаний, навыков и компетенций студента, приступающего к изучению дисциплины «Древнегреческий язык», относятся знания, навыки и компетенции, полученные студентами в ходе изучения дисциплин: «Иностранный (Английский) язык», «Церковнославянский язык» и «Латинский язык». Курс служит основой для курсов дисциплин «Патрология» и «Догматическое богословие», так как он предполагает лингвистический разбор необходимой для их изучения общекультурной и профессиональной (богословской) лексики.
Готовые контрольные задания по древнегреческому языку 3 курс СДО
Греческий язык состоит из 25 уроков (на 2-м курсе было 43 урока). Каждое занятие разделяется на теоретическую и практическую части. Прохождение всецело зависит от вашего преподавателя. Кто-то просит сделать только 5-ть контрольных работ; кто-то требует присылать и практические задания каждого урока. Попадаются и фанаты своего дела – в контрольных делают правки, добиваясь от воспитанника семинарии точного выполнения задания. Приходится переделывать по три-четыре раза.
Стоимость практических занятий – 350 р. (одна контрольная).
Стоимость контрольных работ:
- Занятие 6. Контрольная № 1 – 500 р.
- Занятие 12. Контрольная № 2 – 800 р.
- Занятие 16. Контрольная № 3 – 1500 р.
- Занятие 24. Контрольная № 4 – 2000 р.
- Занятие 25. Контрольная № 5 – 1500 р.
Полное прохождение Древнегреческого языка со всеми контрольными работами на третьем курсе – 12 000 р.
Контрольные работы по греческому в семинарию
Занятие 6. Контрольная работа № 1. Сокровища Рампсинита
- Прочитайте и переведите предложенный текст.
- Назовите грамматическую форму всех выделенных красным глаголов (время, наклонение, залог, лицо и число).
- Назовите синтаксическую конструкцию, выделенную оранжевым цветом. Какое обстоятельство она выражает?
- Укажите падеж и функцию падежа выделенных зеленым слов.
- Проспрягайте в соответствующем времени и залоге глагол γέγραπται. Укажите его начальную форму: Singularis, Pluralis, Infinitivus perf. m.-p.
- Укажите в тексте невыделенный ранее оборот genetivus absolutus.
Занятие 12. Контрольная работа № 2.
- Образуйте активные инфинитивы настоящего времени и аориста от глаголов: βαίνω, γιγνώσκω
- Проспрягайте два аориста от глагола: ... Образуйте формы 3-го лица, единственного числа, конъюнктива, оптатива и императива.
- Образуйте презентные и аористные причастия от δύω «погружаю» и δύομαι «погружаюсь».
- Определите формы и переведите: ἵνα γνῷς, ταχέως βῆθι…
Занятие 16. Контрольная работа № 3. Ксенофонт
- Определите и переведите следующие формы: τιθέναι, θεῖναι…
- Переведите следующие фразы:
- Повторите значение префиксальных глаголов, образованных от …, переведите следующие фразы: παρατιθείς, ἐπετίθεντο ἄν…
- Переведите формы от префиксальных глаголов: ἔκδος, ἐξεδίδοντο…
- Текст: Ксенофонт. Найдите в тексте формы от глаголов… Объясните их образование и употребление. Определите типы придаточных предложений. Измените в 1-м абзаце все формы множественного числа на единственное.
Занятие 24. Контрольная работа № 4.
- Проанализируйте язык I книги Бытия. Отметьте черты греческого койне III в. до н. э.
- Выделите в тексте Второзакония 10 заповедей, дайте буквальный перевод, проанализируйте грамматические формы.
- Проанализируйте контекст и грамматические формы приведенных ниже изречений: Γενηθήτω φῶς, Κατ᾿ εἰκόνα ἡμετέραν καὶ καθ᾿ ὁμοίωσιν…
- Проанализируйте древнееврейские имена собственные.
Занятие 25. Контрольная работа № 5.
- Сравните текст «Отче наш» в Евангелии от Луки и в Евангелии от Матфея.
- Сопоставьте вышеприведенные новозаветные тексты и их переводы на другие языки.
- Объясните контекст и грамматические формы нижеприведенных изречений.
Практические занятия по греческому 3 курс СДО
Занятие 1. Perfectum et plusquamperfectum medii-passivi глаголов с немыми основами. Практическое задание. Тема № 42 в Учебном издании «Древнегреческий Язык. Начальный курс. Часть II. Составители Ф. Вольф, Н. М. Малинаускене; Издательство «Греко-Латинский кабинет» Ю. А. Шичалина. Москва, 2020 г.
- I. Образуйте от глаголов κρύπτω, φυλάττω, ἀναγκάζω следующие формы: 1) 2 sg. и pl. ind. perf. pass...
- II. Опрeделите формы: βλάπτεται, βέβλαπται…
- III. Переведите: 1. Ἆρ᾿ εὖ γεγύμνασαι; 2. Οἱ Δράκοντος νόμοι αἵματι γεγράφθαι ἐλέγοντο…
- IV. Перепишите 1, 2, 5, 8, 11 и 12 предложения из задания III меняя перфектные формы на аористные, формы единственного числа на формы множественного, и наоборот.
Занятие 2. Perfectum activi глаголов с немыми основами. Практическое задание. Тема № 43.
- I. Образуйте от глаголов γυμνάζω, ἅπτω, κηρύττω четыре активных инфинитива и причастия (для всех трех родов). Переведите их на русский язык.
- II. Переведите следующие аористные формы и образуйте соответствующие перфектные формы: κατέκοψεν, ἐκήρυξαν…
- III. Переведите, обращая особое внимание на употребление инфинитивов и причастий: 1. Οἱ μὲν δεινοί εἰσι λέγειν, οἱ δὲ πράττειν. 2. Πρὶν λέγειν δεῖ σε βεβουλεῦσθαι…
Занятие 3. Аористные и перфектные основы неправильных глаголов (заднеязычные и губные основы). Практическое задание. Тема № 44.
- I. Определите формы: συνέλεξε, συνείλοχε…
- II. Определите формы и перепишите их, меняя единственное число на множественное, и наоборот: τρέφων, τρέπων…
Занятие 4. Образование форм глаголов с зубными основами. Практическое задание. Тема № 45.
- I. Переведите, обращая внимание на формы слитного футурума: 1. Ἐνόμισά σε ὀργιεῖσθαι. 2. Ἐφοβήθην, μὴ ὀργιοῖντο καὶ ὀνειδιοῖεν…
- II. Переведите, следя за употреблением отглагольных прилагательных: 1. Ἐνθάδε ὁ στρατός τακτέος ἐστίν. 2. Πρέσβεις ἡμῖν πεμπτέοι εἰσὶ περὶ τῆς εἰρήνης…
- III. Перепишите из второго упражнения предложения 1, 2 и 9, заменяя формы единственного числа формами множественного и наоборот, а прилагательные на -τέος – прилагательными на -τός. Переведите полученные предложения.
- IV. Переведите на древнегреческий язык всеми возможными способами: «Мы доставим на остров корабли, людей и оружие, чтобы основать новый город и заселить эти пустынные места»
Занятие 5. Супплетивные степени сравнения. Практическое задание. Тема № 46.
- I. Переведите и образуйте степени сравнения: 1. Τὸ καθαρὸν ὕδωρ. 2. Ὀλίγοι ὑπηρέται…
- II. Переведите на русский язык: 1. Οὐδὲν κτῆμα κάλλιον καὶ βέλτιόν ἐστι τῆς ὑγιείας. 2. Τὰ τῶν Ἑλλήνων σώματα κρείττω ἦν ἢ τὰ τῶν βαρβάρων διὰ τὸ ἀεὶ γεγυμνάσθαι…
Занятие 6. Количественные числительные; отрицательные местоимения. Практическое задание. Тема № 47.
- I. Просклоняйте: αἱ τρεῖς χάριτες, τέτταρα ἔτη, οἱ δύο λιμένες.
- II. Переведите и объясните употребление οὐδείς и μηδείς: 1. Οἱ Ἀθηναῖοι οὐδενὶ μᾶλλον ἐπίστευον ἢ Περικλεῖ. 2. Ἡ οὐδενὸς δόξα μείζων ἦν ἢ ἡ Περικλέους…
Занятие 7. Futurum et aoristus activi et medii глаголов с сонорными основами. Практическое задание. Тема № 48.
- I. Определите формы и переведите: φαίνετε, φανεῖτε…
- II. То же самое для форм: ἀγγέλλοντες, ἀγγελοῦντες…
- III. Переведите: 1. Τὸ ἔργον, ὃ οὔπω ἐπεράναμεν, ὡς τάχιστα περανοῦμεν. 2. Τὸ ἱμάτιον οἴνῳ ἐμίανας· σὺ καὶ καθαρεῖς….
Занятие 8. Аoristus i et futurum i passivi, perfectum activi et medii-passivi глаголов с сонорными основами. Практическое задание. Тема № 49.
- I. Определите формы и переведите: ἐκάθηρεν, κεκάθαρκεν…
- II. Определите формы и переведите: ἀγγέλλεσθαι, ἀγγελθῆναι…
- III. Определите формы и переведите. Образуйте к формам единственного числа соответствующие формы множественного и наоборот: ἀρῶ, ἄρω, ἆραι…
- IV. Переведите: ἠγέρθησαν ἐξ ὕπνου, ἠγέρθημεν εἰς τὴν ἀγοράν…
Занятие 9. Нерегулярные формы глаголов с сонорными основами. Практическое задание. Тема № 50.
- I. Переведите и определите основу настоящего времени: διέφθαρται,
- II. Определите формы: τέτακα, τέταχα…
- III. Переведите, обращая внимание на значения форм от φαίνω: 1. Πέφαγκα ὑμῖν τοὺς ἀγρούς. 2. Νῦν φανῶ καὶ τὴν οἰκίαν, ἵνα καὶ περὶ ταύτης ἀποφήνησθε τὴν γνώμην…
Занятие 11. Корневой аорист. Практическое задание. Тема № 51.
- I. Переведите: 1. Εἴσβηθι εἰς τὸ μέγαρον. 2. Εἴθε σὺ προσταίης τῆς στρατιᾶς…
- II. Определите формы; ко всем формам единственного числа подберите соответствующие множественного и наоборот: οἱ ἁλόντες, ἐὰν ἁλῶ…
- III. Переведите, обращая особое внимание на употребление частицы ἄν: 1. Εἰ μὴ ὁ ἥλιος ἤδη ἔδυ, οὔπω ἂν οἴκαδε ἔβημεν. 2. Ἐὰν ἀσφαλῶς βιῶναι ἐθέλῃς, βίωθι κατὰ τοὺς νόμους…
Занятие 13. Δίδωμι в активном и медиально-пассивном залоге. Практическое задание. Тема № 52.
- I. Образуйте от глагола δίδωμι следующие активные и медиальные формы: inf. praes., aor., fut., perf…
- II. Определите формы глагола δίδωμι и переведите: εἴθε δίκην διδοίη, εἴθε χάριν ἀπέδωκεν…
Занятие 14. Практическое задание. Тема № 53.
- I. Определите следующие формы от δίδωμι и образуйте к ним соответствующие от τίθημι: δίδωμι, διδόασιν…
- II. Переведите приведенные формы и образуйте аналогичные формы аориста: ἐπετίθεντο ἄν, ἐπετίθεσο ἄν… Переведите, образуя соответствующие презентные формы: ἐὰν ἀποτεθῶσιν…
- III. Определите формы: τέθηκας, ἔθηκας…
- IV. Переведите, обращая внимание на формы глагола κεῖμαι: 1. Οἱ Ἕλληνες δειπνοῦντες ἔκειντο· κείμενοι ἤσθιον καὶ ἔπινον. 2. Πείθεσθε τοῖς νόμοις τοῖς κειμένοις…
Занятие 15. Практическое задание. Тема № 54.
- I. Образуйте основы всех времен от глаголов καθίημι и ἐφίεμαι (med.); для каждой основы образуйте инфинитив и причастие.
- II. Определите формы и переведите: παρείς, συνίεις…
- III. Переведите следующие глагольные формы и замените презентные формы аористными, и наоборот: ἐφίεσαι, ἐφοῦ…
- IV. Определите формы и для каждого глагола дайте начальную форму: ἀπεῖναι, ἀφεῖναι…
- V. От каких двух глаголов образуются формы παρῶσιν и ἧκεν? Определите эти формы.
- VI. Образуйте к приведенным формам презенса соответствующие формы con., opt., imperat. и imperf.: ἀφίστης, προιστᾶσιν, ἀνθίστασαι, ἀνίστασθε.
- VII. Образуйте активные инфинитивы praes., fut. и aor. для προίστημι, медиальные для συνίσταμαι, пассивные для διίσταμαι.
- VIII. Переведите, обращая особое внимание на употребление залогов: 1. Οἱ νικῶντες ἀεὶ τρόπαιον ἵσταντο. 2. Τρόπαιον στησάμενοι ἀπῆλθον…
Занятие 17. Практическое задание. Тема № 55.
- I. Определение формы и переведите: ἀποδίδωσιν, ἀποδίδοται,
- II. Переведите: 1. Ὁ κύριος διώκων τὸν ἀποδράντα δοῦλον ἐκέλευσεν «Ἔστηκε». Ὁ δὲ εἱστήκει. 2. Οὐδὲν ἕστηκεν οὕτε ἑστήξει, ἀλλὰ πάντα κινεῖται καὶ μεθίσταται…
- III. Перевести: 1. Τί ἕστατε ἀποροῦντες; 2. Πολλοὶ ἕστασαν ἐν τοῖς Δελφοῖς ἀνδριάντες…
Занятие 18. Практическое задание. Тема. № 56.
- I. Переведите: ἴθι οἴκαδε, ἴσθι σοφός, ἴσθι οὐδὲν πράξας, перепишите эти словосочетания, меняя данную глагольную форму на:
- II. Определите формы от εἰμί, εἶμι и ἵημι: ἀπιέναι, ἀφιέναι…
- III. Переведите: 1. Τί φῇς, ὦ βέλτιστε; 2. Διὰ τί οὐδὲν ἔφησθα…
Занятие 19. Практическое задание. Тема № 57.
- I. Замените формами от глагола ὀνίνημι: ὠφελοῦμεν, ὠφελεῖν…
- II. Образуйте к формам от λύω соответствующие формы от δείκνυμι: λύει, λύουσιν…
- III. Переведите, обращая внимание на переходность глагольных форм: 1. Ἔρις πολλὰ ἤδη ἀπώλλυ. 2. Καὶ δῆμοι διαφοραῖς ἀπόλλυνται καὶ ἀεὶ ἀπολοῦνται…
- IV. Переведите, определяя конструкции и называя их латинские соответствия: 1. Ἀλκιβιάδης ἀκούσας, ὅτι οἱ Ἀθηναῖοι θάνατον αὐτοῦ κατέκριναν, λέγεται βοῆσαι “Δεικνύωμεν, ὅτι ζῶμεν”. 2. Φίλιππος δεινότατος ἦν καὶ ψεύδειν καὶ βιάζεσθαι τοὺς ἀνθρώπους…
Занятие 20. Практическое задание. Тема № 58.
- I. Перевести следующие формы и для каждой определите соответствующую в настоящем и будущем времени: διδάξομεν, λήσομεν..
- II. Определите форму и для каждого глагола определите начальную форму: τείνουσιν, τίνουσιν…
- III. Переведите, обратите внимание на употребление причастия. Где в латинском языке причастие образовало инфинитивную конструкцию? Перевести эти предложения на латынь: 1. Ἀλεξάνδρου ἀποθανόντος οἱ Ἀθηαῖοι αὖθις συνώμοσαν ὡς ἐκβαλοῦντες τοὺς Μακεδόνας…
Занятие 21. Практическое задание. Тема № 59.
- I. Переведите, обращая внимание на употребление глаголов μέλλω и μέλει: 1. Μὴ μελλήσῃς τὰ δέοντα ποιῆσαι. 2. Νῦν οὐ μελλητέον, ἀλλὰ πρακτέον ἐστίν…
- II. Переведите, обращая внимание на формы глагола ἔχω: 1. Ἀεὶ τοῖς ἀγαθοῖς διδασκάλοις χάριν ἕξομεν. 2. Ἀθήνησιν οὐκ ἐξῆν τοῖς ξένοις μετασχεῖν τῆς πολιτείας…
- III. Повторение частицы ἄν: 1. Εἰ μὴ ἐπιμεληθείης τῶν δεόντων, ὁ πατήρ σου ἀχθεσθείη ἄν. 2. Ὁ σοφὸς οὐκ ἄχθεται, ὅταν ἁμαρτὼν ἐλεγχθῇ…
Занятие 22. Практическое задание
- I. Назовите начальную форму настоящего времени для следующих корней и установите, в каких формах глагола она используется: ἰδ-, ἐδ-
- II. Определите формы: οἴσει, οἰήσῃ
- III. Переведите: 1. Εἴθε τὰ εἰρημένα ὀρθῶς σκέψαισθε. 2. Ὁ σοφὸς καὶ τὰ τοῦ βίου πάθη ῥᾷον ἂν ἐνέγκοι…