Промежуточная аттестация в виде реферата для Самарской семинарии по предмету «Русская патрология» на тему: «Святитель Иоанна Тобольский и его «Илиотропион». Работа построена по классическому образцу данных работ.
Реферат в Самарскую духовную семинарию
Приводим краткие выдержки из «Положения о письменных работах»:
Реферат – это краткое изложение в письменной форме или в форме публичного доклада содержания заданной темы или научного труда. Изложение материала должно носить проблемно-тематический характер, показывать различные точки зрения, содержать собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным.
Тема реферата выбирается студентом по согласованию с руководителем. При выборе темы реферата учитывается ее актуальность, научная разработанность, наличие источниковой базы, а также начальные знания студента и, конечно, личный интерес к выбору проблемы для анализа.
Структура реферата:
- титульный лист;
- оглавление (более сложный план, чем в контрольной работе, т.е. с разделами и подразделами);
- введение (дается формулировка проблемы, объясняется выбор темы, ее значимость, актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается краткая характеристика используемой литературы, объём – 1-1,5 стр.);
- основная часть (состоит из разделов и подразделов, которые раскрывают отдельную аспекты темы и логически являются продолжением друг друга);
- заключение (проводятся итоги и даются обобщенные основные выводы по теме реферата, объём – до 1 стр.);
- список литературы (должно быть не менее 8-10 различных источников, в т.ч. до ¼ из электронных источников).
Объем реферата, как правило, от 9 до 15 печатных страниц. Требования по оформлению реферата аналогичны требованиям оформления к курсовым работам.
Заказать реферат или сочинение по русской патрологии
Реферат – это работа, созданная на основе одного или нескольких источников. Реферат представляет собой краткий пересказ информации, собранной в разных источниках и упорядоченной в нужной форме. Особой оригинальности текста не требуется. Сочинение же – это изложение собственных мыслей и размышлений на ту или иную тему.
Во многих семинариях не делается различия между рефератом и сочинением. Преподаватели требуют для рефератов использовать 8-10 наименований источников, цитаты, анализ текста и собственные мысли по теме. При этом, чтобы оригинальность была не менее 65% (в тарифе «Free» ресурса Антиплагиат.ру). Все это реферат не отличает ни только от сочинения, но и от курсовой работы, только в меньшем объеме.
Реферат на тему – «Святитель Иоанна Тобольский и его «Илиотропион» – можно построить по следующему образцу:
- Введение;
- 1 глава – Жизнеописание святителя Иоанна Тобольского;
- 2 глава – Происхождение текста и авторство;
- 3 глава – Илиотропион: анализ сочинения
- Заключение;
- Список источников и литературы.
Варианты названия глав и общая концепция работы могут быть самыми разнообразными. Основной литературой для этого реферата или сочинения является книга «Илиотропион».
В качестве основы для реферата можно использовать статью диакона Василия Дула «Духовно–просветительская деятельность святителя Иоанна митрополита Тобольского».
Илиотропион, или cообразование с Божественной волей
Часть первая. О Познании воли Божией
Глава I. О Божием попущении
Начало всего учения, преданного нам Божественной высочайшей Премудростью, Господом нашим Иисусом Христом, состоит в том, чтобы мы, верующие в Него, во всех делах и словах своих сообразовались с волей Божественной. Спаситель учил нас этому в течение всей Своей земной жизни словами и делами, простыми речами и притчами, наконец, в Себе Самом оставил нам образ христианской жизни, да по силе своей последуем Ему.
Для изъяснения этого Господня учения вместе с богословами принимаем два основания:
1. Все преуспеяние наше в жизни христианской зависит от того, как собственную нашу волю мы будем покорять воле Божией. Чем искреннее наша покорность Божественной воле, тем преуспеяние христианской жизни сделается обильнейшим и многоплоднейшим. Известно, что совершенство последователя Христова основано на любви его к Богу и ближнему. Все книги Священного Писания преисполнены свидетельствами об этом: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22,37–40). А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1Кор 13,13). Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол 3, 14). – Словом, исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку, как нашему ближнему: так и мы должны всегда поступать во всех наших отношениях к Богу и ко всем людям. В этом-то и состоит «сообразование воли человеческой с волей Божественной»: чего хочет Бог, того и я хочу; чего Он не хочет, того и я не хочу. Ничего нет сильнее таковой любви! Это мнение блаженного Иеронима и других мудрых мужей.
2. Ничего, кроме одних грехов, в мире не происходит без воли Божией. Случай (фортуна), благоприятный или печальный, не есть что- нибудь существенное, но сонное мечтание язычников, выдумавших, по неразумию своему, некую богиню Фортуну, имеющую будто бы власть и силу распоряжаться чередованиями счастья или несчастья в жизни людей и целых народов. Блаженный Августин, дивясь неразумию язычников, спрашивал их: «Что за причина, что богиня ваша Фортуна иногда бывает добра, а иногда зла? Быть может, когда она злится, то перестает уже быть богиней и превращается в злобного демона?» Мудрость христианская отвергает такое божество совершенно: добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство зависят от Господа. Это явствует до очевидности (подобно аксиоме) из Священного Писания.
Иоанн (Максимович), свт. Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей. – М.: Благовест, 2012. – 544 с.
04.07.2022.