В рабочей программе религиозной организации – духовная образовательная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария Тамбовской Епархии Русской Православной Церкви» по дисциплине «Латинский язык» (направление подготовки – Практическая Теология Православия; уровень образования – бакалавриат) читаем следующее: «Дисциплину латинский язык изучают студенты, обучающиеся в Тамбовской духовной семинарии, будущие чтецы, диаконы и священники Русской Православной Церкви. Полноценно и плодотворно служить и учиться дальше можно лишь в том случае, если студент получает не только определенные специальные знания и навыки в области богословских наук, но и полноценное общее гуманитарное образование в сфере языкознания».
Занятия латынью очень полезны для развития у молодых людей навыков логического мышления, наблюдательности и запоминания, являясь своеобразной «гимнастикой ума». Занятия латынью дают возможность совершенствовать владение современными иностранными языками и родным русским языком.
Латинский язык – дистанционное обучение
Хабаровская духовная семинария предоставляет студентам возможность получения образования дистанционно – в рамках заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Обучение проходит на базе специально разработанного Учебного портала дистанционного обучения Учебного комитета Русской Православной Церкви – https://sdo.uchkom.info.
В процессе обучения студенты обеспечиваются учебно-методическими материалами по всем изучаемым курсам посредством системы дистанционного обучения. Организация учебного процесса предполагает прохождение учебных курсов, интерактивное взаимодействие с преподавателями, написание письменных работ, контрольное тестирование по предметам.
Контрольные и тесты по Латинскому языку для семинарии
Дисциплина (курс) «Латинский язык» предназначена для учащихся 1 курса бакалавриата. Цель дисциплины: сформировать у студентов знание грамматической системы латинского языка; обеспечить освоение основных понятий и категорий, свойственных классическим языкам; развитие абстрактного лингвистического мышления; освоение святоотеческого наследия на латинском языке.
В системе Учебного комитета СДО есть два варианта обучения:
Первый вариант. Предмет включает 45 занятий. Тесты по Латинскому языку идут в конце каждого модуля. Состоят из вопросов, которые нужно пройти на время. Также по времени ограничены семестровый тест и итоговое годовое тестирование. Количество попыток ограничено 5-ю попытками. Стоимость полного прохождения курса – 4000 р.
Второй вариант. Первый курс состоит из 50 занятий. В каждом занятии своя контрольная работа. В конце каждого модуля – тестирование. Тесты состоят от 15 до 25 вопросов по пройденному материалу. Количество попыток не ограничено и нет ограничения по времени.
Стоимость зависит от требований вашего преподавателя. Если для него достаточно простого перевода предложений и слов в контрольных, то стоимость 7 500 р. за весь курс. Если преподаватель хочет научить вас читать западных святых отцов в оригинале, требует производить грамматический и синтаксический разбор предложений, просит спрягать и склонять слова и т. д., то стоимость 15 000 р.
Стандартная стоимость полного курса, где к переводу предложений добавлено не много грамматики – 10 000 р.
Готовые тесты и контрольные по Латыни
Семестровый тест
Подберите синоним к прилагательному gloriosus славный:
- Bonus
- Celeber
- lucidus
Образуйте корректную форму I описательного спряжения от гл. colo 3:
- colturi sumus
- cultura es
- colendum est
Найдите согласованную форму прилагательного к сущ. ornamenta:
- interiores
- decorae
- universalia
Найдите форму futurum I (primum) от гл. fugio 3:
- fugiero
- fugiam
- fugebo
Найдите корректную форму сущ. IV скл.:
- triduum
- cornibus
- gentium
Образуйте правильную форму perfectum ind. activi от гл. do 1:
- dedi
- data est
- dederunt
Образуйте корректную форму причастия настоящего вр. от гл. sequor 3:
- secutus
- sequestrus
- sequens
Найдите существительное женского рода:
- urbs
- mons
- ius
Укажите правильную форму perfectum indicativi passivi к гл. video 2:
- vidit
- visi estis
- visus est
Подберите подходящее по смыслу и по форме сущ.-е к прил. aeterna:
- nomen
- urbs
- requiem
В следующих словосочетаниях найдите оборот ablativus absolutus:
- onus probandi
- mutatis mutandis
- cui bono?
Найдите корректную форму сущ. V скл.:
- faciem
- diis
- rebus
Найдите согласованную форму прилагательного к сущ. animalia:
- pauca
- rari
- nonnullia
Найдите корректную форму сущ. III скл. смеш. типа:
- hominis
- vallis
- sepulchris
Образуйте infinitivus perfecti от гл. gaudeo 2 depon. радоваться:
- gaudisse
- gaudavisse
- gavisus esse
Найдите правильный вариант крылатой фразы Цицерона:
- O tempores, o mora!
- O tempora, o mora!
- O tempora, o mores!
Как перевести следующую крылатую фразу: Dura lex, sed lex:
- Ум хорошо, а два лучше
- Что написано пером, не вырубишь и топором
- Суров закон, – но это закон
Переведите на латинский пословицу: Лови момент:
- Clavus clavo pellitur
- Carpe diem
- Cave canem
Образуйте корректную форму инфинитива настоящего времени от гл. obliviscor 3:
- Obliviscere
- Oblivisci
- Oblivisceri
Добавьте недостающее слово к крылатой фразе: Quod scripsi,…
- Scribe
- Scriptum
- Scripsi
Найдите существительное среднего рода:
- Rus
- Crux
- Hostis
Найдите правильную форму имперфекта:
- Laborado
- Laborabat
- Audiebar
Образуйте крылатую фразу с сущ. caput…
- Mundi
- Legendi
- Sapientis
Контрольные работы второго варианта обучения
Занятие 1.
- Проанализировать исторический путь развития латинского языка и отметить в нем наиболее продолжительные и наиболее плодотворные и значимые, с духовной точки зрения, периоды.
- На исторической и политической карте Древнего мира найти регионы, напрямую связанные с зарождением, распространением и латинской культуры и письменности.
- Территориям каких современных государств они соответствуют?
Занятие 2.
- Прокомментируйте утверждение С.И. Соболевского: «Имея в виду известное педагогическое правило...»
- Какова практическая значимость и эффективность указанного выше методологического принципа, взятого за основу С.И. Соболевским?
- Можно ли ограничиваться одним лишь этим принципом в учебном процессе?
- Как Вы понимаете смысл следующей крылатой латинской фразы: Exempla trahunt.
Занятие 3.
- Перепишите, проставьте ударения и прочитайте латинские слова: aes, vae, jam, qui, quae, quod, sol, ars.
- Напишите фонетическую транскрипцию следующих слов: vi-num, a-rē-na,mu-sǐ-ca, se-nā-tus, lit-tĕ-ra, del-phī-nus, sec-ti-o, de-crē-tum, pro-gres-sus, pro-jec-tus, hi-sto-ri-a, in-ter-val-lum, A-ca-de-mi-a, phi-lo-sŏ-phus, ef-fec-tus, col-le-gi-um.
Занятие 4.
- Перепишите в рабочую тетрадь молитву «Царю небесный» (Rex caelestis), проставьте ударения и потренируйтесь в чтении.
- Расшифруйте письменно сокращения в нижеприведенных грамматических описаниях глагольных форм и укажите их русский перевод: Ades: Praes. ind. act. 2 sg. Veni: Pf. ind. act. 1 sg. Dicebunt: Fut. ind. act. 3 pl. и т.д.
Занятие 5.
- Определите по форме инфинитива, к какому типу спряжения принадлежит каждый из расположенных ниже глаголов, напишите его основу и 1-е лицо ед.ч. настоящего времени: Accusāre обвинять, cedĕre ступать, clamāre кричать, condĕre основывать, debēre быть должным, finīre заканчивать, dicĕre говорить, habēre иметь, scribĕre писать, errāre ошибаться, ducĕre вести, servīre служить, laudāre хвалить, mittĕre посылать, numerāre считать, tenēre держать, vincĕre побеждать, movēre двигать.
- Для тех же самых глаголов найдите в словаре и перепишите словарную форму в тетрадь, а также выделите три основы глагола: основы инфекта, перфекта и супина.
Занятие 6.
- Проспрягайте письменно в praes. ind. act. следующие глаголы по образцу глаголов 1-го спряжения: Accusāre обвинять, clamāre кричать, errāre ошибаться, laudāre хвалить, numĕrāre считать, fabrǐcāre изготовлять.
- Переведите со словарем следующие предложения с латинского на русский. Проанализируйте значение презенса в каждом из случаев: 1. Laborāmus. 2. Bene laborātis. 3. Non semper bene labōrat.
- Переведите с русского на латинский, используя русско-латинский словарь в приложении к учебникам латинского языка: 1. Кто кричит? 2. Мы ошибаемся. 3. На что вы надеетесь?
Тема 7.
- Выполните письменно задание, указанное в основном уроке: заполните таблицу недостающими формами основ инфекта, перфекта и супина у глаголов 2 спр, приведенных в таблице.
- Переведите со словарем следующие предложения с латинского на русский. Проанализируйте значение презенса в каждом из случаев:1. Сur timētis? 2. Si vos valētis, ego valeo. 3. Quomŏdo te habes?
- Переведите с русского на латинский: 1. У меня ничего нет (досл. я ничего не имею). 2. Слово побуждает [*к действию]. 3. Что ты молчишь? 4. Куда ты должен прийти (досл. приходить)? 5. Знание светит. 6. Мы всегда должны трудиться.
Тема 8.
- Заполните таблицу недостающими формами основ инфекта, перфекта и супина у глаголов 3 спр, приведенных в таблице.
- Просклоняйте в praes. ind. act. следующие глаголы: spero 1, impĕro 1; teneo 2, prohǐbeo 2; divǐdo 3, conspǐcio 3, instituo 3.
- Переведите со словарем следующие предложения. Сделайте синтаксический разбор предложений и дайте грамматическую характеристику глагольным формам: 1. Epistŏla non erubescit. 2. Saepe legǐtis et scribǐtis. 3. Quid legis? 4. Bene latīne discunt.
- Переведите с русского на латинский: 1. Пока мы учим, мы (сами) учимся. 2. Что делаешь, должен всегда хорошо делать. 3. Мы не молчим, если должны говорить. 4. Кто хорошо учится, (тот) хорошо пишет и читает. 5. Камо грядеши? 6. Вы уже успешно учитесь по-латыни. 7. Что они говорят?
Тема 9.
- Просклоняйте в praes. ind. act. следующие глаголы: pervenio 4, sancio 4, plaudo 3, rapio 3.
- Прочитайте наставления о пользе молитвы средневекового автора и католического святого Фомы Кемпийского Сделайте русский перевод этого текста. Проанализируйте и дайте грамматическую характеристику всем глагольным формам: Oratio illūmǐnat, oratio purgat; oratio consolātur, oratio laetifǐcat, oratio impĕrat favōrem, oratio allĕvat labōrem, oratio nutrit devotiōnem; oratio praebet fiduciam, oratio expellit pigritiam; oratio fugat daemŏnem, oratio vincit temptatiōnem. Oratio semper est necessāria sīcut et gratia…
- Чем знаменит Фома Кемпийский? Из какого произведения, на ваш взгляд, взята переведённая вами выдержка о молитве? Как звучит название этого произведения на латинском?
Пример готовых работ по латинскому языку
Тема 18. Герундив: именные и глагольные признаки. II (пассивное) описательное спряжение. Безличные конструкции. Грамматические особенности и употребление в контексте.
- Переведите со словарем. Сделайте синтаксический разбор предложений и дайте грамматическую характеристику формам герундива: Post amicitiam credendum est, ante amicitiam judicandum. – До дружбы проверяй, во время дружбы – доверяй. credendum – Acc. герундив от credo 3. judicandum – Acc. герундив от judico 1. Fugienda semper injuria est. – Всегда следует избегать несправедливости. fugienda – герундив от fugio 3. Sapientia ... ars vivendi putanda est. – Мудрость – это искусство жизни. putanda – Acc. герундив от puto 1. Si quidem amicitia est habenda, cum hoc habenda est. – Если дружить, то дружить так (таким образом) (досл. «с этим качеством», «соблюдая это»). habenda – Acc. герундив от habeo
- Определите грамматическую форму следующих слов и выражений и переведите на рус. язык: relinquendus, inveniendus, inveniendi causa, ad discendum, discendi causa, discendum est. relinquendus – герундив от relinquo («тот, от которого отказываются, который отвергают»). inveniendus – герундив от invenio («тот, который находят, обнаруживают»). inveniendi causa – Gen. + causa («для нахождения», «для обнаружения»). ad discendum – ad + Acc. («для изучения»). discendi causa – Gen. + causa («для изучения»).
Тема 19. Супин. Грамматические особенности и употребление в контексте. Основа супина.
- Переведите со словарем с латинского на русский. Сделайте синтаксический разбор предложений и дайте грамматическую характеристику формам супина: Festino ad te gratulatum. – я спешу к тебе, чтобы поздравить. gratulatum – S.I Acc. супин от vb. gratulor 1. Divitiacus Romam ad senatum venit auxilium rogatum. – Дивициак прибыл в Рим в сенат, чтобы просить помощи. rogatum – S.I Acc. супин от vb. rogo 1. Omnia praetereo, quae turpia dictu sunt. – Я пропускаю все, что звучит неприлично. dictu – S. II Abl. супин от vb. dico.
- Определите грамматическую форму, дайте письменную характеристику форм cупинов в следующих словах и выражениях и переведите на рус. язык: incredibile perceptu – невероятно для понимания. S. II. Abl. супин от vb. percipio 3 – (то, что). facile acceptu – для восприятия. S. II Abl. супин от vb. accipio 3. amicum inventum – для того чтобы найти друга. S. I Acc. супин от vb. invenio 4.