Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Смоленская православная духовная семинария Смоленской епархии Русской Православной Церкви на кафедре богословских и церковно-исторических дисциплин (направление подготовки «Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания» (заочная форма обучения) предлагает для изучения дисциплину «Теория и история церковного искусства».
«В курсах Истории Древней Церкви, Русской Православной Церкви, Поместных Православных Церквей, Догматического богословия и Патрологии, изучаемых в семинарии, косвенно рассматриваются вопросы христианского искусства в различных его проявлениях. Богатые традиции христианского искусства, безусловно, принадлежат мировой культуре. Изучение курса «Теория и история церковного искусства» в духовной семинарии продиктовано, с одной стороны насущной потребностью времени, когда духовный вакуум в обществе инициирует интерес к сюжетам библейского и раннехристианского искусства, а с другой – непреходящей ценностью рукотворных образов, в которых выражается действие благодати Божией», – говорится в рабочей программе предмета.
Дистанционное обучение – Церковное искусство
Создание и почитание святых образов, будучи неразрывно связанными с догматом о воплощении Сына Божия, неотделимы от Православного вероучения. Эти образы не только являются святыней и содействуют молитве, но и выполняют важнейшую роль наглядного иллюстрирования Священной истории и догматов Православия. Не случайно иконы именуют «богословием в красках», а храмы – «богословием в камне».
Основной целью курса является знакомство с наиболее известными памятниками раннехристианского, византийского и русского церковного искусства (архитектурными и живописными) и историей иконографии.
Дисциплина «Теория и история Церковного искусства» предназначена для учащихся 2 курса бакалавриата. Курс состоит из двух частей: первая часть изучается в третьем семестре (первом полугодии); вторая – в четвёртом семестре (втором полугодии). Для студентов МДА предмет разделен на четыре контрольные точки с датами.
Стоимость контрольных работ и тестов по Теории искусства
- Занятие с внутренним тестом – 50 р. (34 занятия)
- 10 контрольных работ по 600 р.
- Занятие 10 (тест) – 180 р. (15 вопросов)
- Занятие 24 (тест) – 250 р. (20 вопросов)
- Занятие 37 (тест) – 180 р. (15 вопросов)
- Занятие 43 (тест) – 300 р. (25 вопросов)
- Занятие 50 (тест) – 600 р. (50 вопросов)
Полное прохождение ТИЦИ на втором курсе – 9 000 р.
Внимание! Контрольные работы все готовы, но их необходимо визуально переоформлять (что-то добавить или удалить, поменять картинки и т.д.). Весьма вероятно, что в вашей семинарии преподаватель их уже видел. Стоимость оригинальной контрольной работы – 2000 р.
01.09.2024.
Занятие 4.
- Определите сюжеты и опишите стилистические особенности фресок катакомб: Илл. 1, 2, 3, 4. Какими приемами пользовались художники? В чем отличие этой живописи от античных фресок: Илл. 5, 6, 7.
- Найдите самостоятельно еще не менее 10 ветхозаветных и 10 новозаветных сюжетов фресок катакомб. Определите и подпишите их сюжеты.
- Опишите сюжеты, использованные в оформлении Догматического саркофага. Попробуйте объяснить происхождение его названия. Илл. 8. Случаен ли выбор сюжетов или обусловлен наличием определенной идеи? Можно ли увидеть логическую связь между изображенными сценами?
- Выберите один из памятников раннехристианской архитектуры. Из книги Всеобщая история архитектуры, т. 2 или 3 выпишите следующую информацию о Вашем памятнике: 1) Точное название и местонахождение памятника, дата постройки; 2) Типология; 3) План, объемно-пространственная композиция, конструкции; 4) Строительная техника, декор.
Занятие 8.
- Определите сюжеты мозаик храма Санта Мария Маджоре
- Расположите изображения в хронологическом порядке их создания, начиная с самого раннего. Предложите датировку для каждого из них (начало V века, середина V века, конец V века, VI век, VII век). Обоснуйте свою точку зрения. Для каждого из изображений предложите аналогии (наиболее похожие, стилистически близкие к нему образы) из лекционного материала. Илл. 14–17.
- Определите сюжеты из раннехристианских рукописей. К каким рукописям, по вашему мнению, они относятся? Илл. 18–26.
Занятие 14.
- Сделайте подробное описание иконографических программ Софийского Собора в Киеве и Софийского Собора в Охриде. Сравните и проанализируйте сходства и различия в программах. Чем они могут быть обусловлены? София Киевская Илл. 1–20. София Охридская Илл. 21–37.
- Приведите аргументацию сторонников иконоборчества, в том числе озвученную на иконоборческом соборе 754 г., и контраргументы иконопочитателей. Назовите основных деятелей с обеих сторон.
Занятие 19.
- Опишите императорские портреты Софийского Собора Константинополя (илл. 1–8). В каком веке они были выполнены? Кто на них изображен? В чем особенность изображения?
- Найдите самостоятельно не менее 10 миниатюр Хлудовской Псалтири и 10 из Парижской Псалтири, не использованных в материале лекций.
- Укажите Псалом и стих, иллюстрацией к которому они являются, и опишите, что именно изображено на каждой миниатюре.
- Кратко опишите на выбор одну из рукописей Македонского периода (IX, X, XI вв): 1. Псалтирь из монастыря Пантократор; 2. Слова Григория Назианзина; 3. Христианская топография Косьмы Индикоплова; 4. Библия королевы Христины; 5. Свиток Иисуса Навина; 6. Библия Патриарха Никиты; 7. Евангелие Монастыря Ставроникита на Афоне; 8. Евангелие из Афинской национальной библиотеки; 9. Трапезундское Евангелие; 10. Новый Завет из Британской библиотеки; 11. Евангелие. Рукопись с Синая; 12. Менологий Василия II. Укажите время и место создания и место хранения, размер, объем, содержание рукописи, количество, сохранность и стилистику ее миниатюр. Подберите несколько наиболее ярких иллюстраций.
Занятие 23.
- Опишите на выбор один из памятников Комниновского искусства на Сицилии: Палатинская капелла в Палермо, Церковь Санта Мария дель Амиральо (Марторана) в Палермо, Кафедральный собор в Монреале, Собор в Чефалу. Укажите историю создания памятника, его датировку, программу росписи и стилистические особенности.
- Сравните фрески двух храмов Македонии: св. Андрея на Треске и Богородицы Перивлепты в Охриде. Что общего и различного в программе и стиле росписей?
Занятие 28.
- Из главы Ι книги «История Древнерусской живописи» В. Д. Сарабьянова, Э. С. Смирновой выпишите характерные особенности архитектуры и росписей Софийского Собора в Киеве, отражающие специфику его постройки в столице Киевской Руси и отличающие его от Византийских храмов.
- Сделайте список храмов, построенных во II половине XII века с краткими характеристиками их архитектурных особенностей (1 абзац для каждого храма). Подберите иллюстрации. Распределите их по 3 группам: 1) Храмы Пскова и Новгорода; 2) Храмы Киева и Полоцка; 3) Храмы Владимира и Суздаля.
Занятие 32.
- Сравните фрески церкви Рождества Христова на Красном поле и Спасо-Преображенской церкви на Ковалеве. Подберите иллюстрации.
- Опишите архитектурные особенности церкви Николы Белого в Никольском монастыре.
Занятие 36.
- Опишите каждую их четырех частей «Четырехчастной» иконы из Благовещенского собора Московского Кремля (1547–1551 гг). Какие аллегорические смыслы вложены в изображения?
- Что изображено на иконе Церковь воинствующая («Благословенно воинство Небесного Царя»)? (около 1550 г.). Подробно опишите икону.
- Сделайте наиболее полный список новгородских и псковских храмов XV века. Подберите иллюстрации. В чем характерные особенности архитектуры Пскова и Новгорода?
Занятие 42.
- Опишите икону Симона Ушакова Древо Государства Российского («Похвала иконе Богоматери Владимирской»), 1668 г.
- Перечислите все храмы, располагающиеся на территории Троице-Сергиевой лавры. Укажите дату постройки и архитектурный стиль каждого из них.
- Опишите программу мозаического ансамбля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево (2015 г.). Стилистика искусства какого периода была взята за основу современными мозаичистами? На какие конкретные образцы они ориентировались, создавая ансамбль?
Занятие 49.
- Опишите иконографические особенности изображения святителей, мучеников и преподобных. Приведите в пример разные варианты их иконографии.
- Опишите влияние Ветхозаветных и Новозаветных апокрифов на иконографию. Приведите примеры икон, основанных на апокрифических текстах.
Тематика письменных контрольных работ:
- «Русский маньеризм» творчество Дионисия
- Античная архитектура и её влияние на христианское зодчество
- Античное изобразительное искусство и его влияние на христианское искусство
- Архитектурный стиль храмового зодчества «Екатерининское барокко»: истоки, особенности, влияние на современную архитектуру
- Архитектурный стиль храмового зодчества «Модерн»: истоки, особенности, влияние на современную архитектуру
- Архитектурный стиль храмового зодчества «Петровское барокко»: истоки, особенности, влияние на современную архитектуру
- Архитектурный стиль храмового зодчества «Украинское барокко»: истоки, особенности, влияние на современную архитектуру
- Библейские основы иконопочитания
- Богословский смысл системы росписей Православного храма
- Ветхозаветные тексты об изображениях
- Витражное искусство готических соборов
- Влияние культуры античного мира на христианское искусство на примере живописи катакомб
- Влияние поствизантийской иконы на русское иконописание в XVII веке
- Готический собор как образ мира
- Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева
- Иконография Воскресения Христова
- Иконография Господских двунадесятых праздников до VI века.
- Иконография Иисуса Христа
- Иконография святой Троицы в русской богословской традиции
- Иконопись домонгольского периода
- Историко-художественный анализ мозаик нартекса церкви Хора (Константинополь)
- История сложения иконографии «Ветхозаветной Троицы» от катакомб до «Стоглава»
- Канон в древнерусской живописи
- Канон в церковном искусстве
- Литургический характер церковной живописи
- Мозаика в православном храме: истоки, развитие, современные направления
- Нерукотворный образ Спасителя как основа иконопочитания и иконописания
- Новгородская иконописная школа
- Образ Богородицы в русской иконографии
- Образ Пресвятой Троицы в православном искусстве. Канонические и неканонические изображения.
- Псковско-Новгородский архитектурный стиль храмового зодчества: истоки, особенности, влияние на современную архитектуру
- Развитие иконографии в послеиконоборческий период
- Русская готика
- Сакральное пространство в христианских храмах IV-VI вв. по материалам археологических исследований и по литературным свидетельствам
- Священный образ и Священное Писание, Предание и святоотеческое наследие
- Символика романских храмов
- Скульптуры романского периода
- Смоленско-Полоцкий архитектурный стиль храмового зодчества: истоки, особенности, влияние на современную архитектуру.
- Творчество монахини Иулиании (Соколовой)
- Формирование богословия образа в восточнохристианской традиции
- Храмовые мозаики домонгольской Руси
- Церковная архитектура домонгольского периода
- Шатровые храмы Древней Руси
- Энкаустическая икона