«Целью курса «Каноническое право» является формирование церковноправовых знаний и канонического сознания, которое предполагает понимание необходимости и значимости церковных канонов и действующего церковного законодательства как важнейшего правового русла, направляющего благодатную жизнь Церкви», – Рабочая программа Новосибирской духовной семинарии
Задачи курса:
- сформировать понятийный аппарат науки «Каноническое право», ввести обучающихся в проблематику дисциплины, познакомить с её задачами;
- познакомить с важнейшими источниками канонического права, рассмотреть процесс формирования канонов и канонических сборников;
- дать исторический обзор источников Церковного права Русской Православной Церкви;
- познакомить обучающихся с каноническим устроениями, структурой управления Вселенской Православной Церкви, Поместных Православных Церквей;
- изучить современные канонические нормы, регламентирующие деятельность Русской Православной Церкви;
- дать представление о структуре и деятельности органов церковного законодательства, управления, суда согласно действующему уставу РПЦ;
- рассмотреть канонические нормы, регламентирующие взаимоотношения Православной Церкви с инославными церквами, нехристианскими религиями и государством;
- развивать у обучающихся способность к самостоятельному анализу и обоснованным оценкам различных явлений как внутрицерковной жизни, так и отношений с другими конфессиями, государством, обществом с точки зрения канонов Православной Церкви.
Курс «Каноническое право» является обязательной дисциплиной. К числу входных знаний, навыков и компетенций студента, приступающего к изучению дисциплины «Каноническое право», относится знания, полученные при освоении дисциплин «История Древней Церкви», «Догматическое богословие», «Патрология», «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Литургика». Дисциплина «Каноническое право» является основой для изучения дисциплин «Новейшие нормативные документы Русской Православной Церкви», «Практическое руководство для священнослужителя», «Правовые и экономические основы деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви», «Церковь, государство и общество», сдачи итоговой аттестации и дальнейшей практической деятельности выпускников.
Готовые контрольные, эссе и тесты по Каноническому праву
Программа дистанционного курса по Каноническому праву включает в себя: 50 занятий. Каждое занятие имеет промежуточный тест. Есть письменные контрольные, а также Эссе. Контрольные тестирования по модулям. Семестровый и годовой тест. Стоимость контрольных работ – от 300 р.; стоимость эссе – 500 р. В конце учебного года студенты сдают экзамен (стоимость «шпаргалок» – 5000 р.)
Полное прохождение курса – 6500 р.
01.09.2024.
Занятие 1. Контрольная работа – ответы на вопросы
- В чем смысл определения канонического права в «Синтагме» Матфея Властаря?
- Какие отношения между правом и моралью?
- Перечислите значение слова «Церковь» в различных языках.
- Какие аспекты экклезиологии имеют отношение к каноническому праву?
- Какое определение церковного права даёт проф. С. В. Троицкий?
Занятие 7. Эссе
- Сравнение отношения к государственному законодательству по церковным делам у А.С. Павлова и Н.С. Семенова.
- Состав и характеристика Пидалиона.
- Происхождение церковно-правовых источников в Киевской Руси.
- Состав печатной Кормчей редакции патриарха Никона.
- Духовный регламент о власти епископов.
- Причины неполной рецепции определений Собора 1917-1918 гг.
Занятие 8. Контрольная работа – ответы на вопросы
- Что такое коллегиальность в терминах Второго Ватиканского собора Римско – Католической Церкви?
- Опишите представительство в Церкви
- Что такое «неколлегиальные» юридические лица?
- Как определяет понятие «церковная должность» современный Канонический кодекс Римско – Католической церкви?
Занятие 11. Контрольная работа – ответы на вопросы
- В чем разница между епархиями и епископиями с точки зрения территориального принципа?
- Опишите специфику и уникальность 34 Апостольского правила
- Каково функциональное значение этнонимов в названии церковных организаций?
- Как этнический принцип был использован в церковной структуре Первого Болгарского Царства?
- Перечислите полномочия главы этнической епископии
Занятие 18. Эссе
- Устройство христианской городской общины в III веке
- Путь монаха от трудника до схимника
- Отличие синодальной и патриаршей форм церковного управления
- Возможность выборности клира в современных условиях
- Канонический статус сверхштатного приходского клирика
Занятие 25. Контрольная работа – ответы на вопросы
- Как прот. Н. Афанасьев определяет брак?
- Каковы формы заключения брака?
- Каковы условия вступления в брак?
- Каковы формы расторжения брака?
- Как прот. Н. Афанасьев определяет брак в качестве Таинства?
Задание 27. Контрольная работа
- Прочитайте письмо свят. Амвросия Медиоланского (24 (Maur. 82). Амвросий Марцеллу) и отметьте те дела, которые должен был разбирать в судебном порядке епископ во второй половине IV века.
Занятие 31. Контрольное занятие. Рецензия проф. Н. Заозёрского на труд проф. Н. Суворова. Прочитайте текст проф. Н. Заозёрского «Покаяние и суд в Древней Церкви» (Православное обозрение февраль 1885 г ., см. файл pdf) и ответьте на вопросы:
- Борьба с какими расколами способствовала формированию церковной покаянной дисциплины?
- Уточните классификацию канонических преступлений у Н. Суворова.
- Какова роль императорского законодательства в установлении церковной дисциплины?
- Как Ориген определял обязанности священников в таинстве Покаяния?
- На каких основаниях Н. Суворов отождествлял формальный церковный суд с проследованием таинства Исповеди? Почему Н. Заозёрский был с ним не согласен?
- Почему Н. Суворов называет церковный суд именно дисциплинарным?
Занятие 34. Задание. Прочитайте прилагаемые главы Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (главы VI и VII) и ответьте на следующие вопросы:
- Является ли труд безусловной ценностью?
- Как Церковь относится к плодам труда и к распоряжению ими?
- На чём основывается отношение православного христианина к собственности?
- Почему Священное Писание признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее?
- На каких основаниях имущество религиозных организаций рассматривается как особая форма собственности?
Занятие 37. Задание. Прочитайте прилагаемый текст – Федеральный закон от 30 ноября 2010 г . N 327-ФЗ. Ответьте на следующие вопросы:
- Каков предмет регулирования Федерального закона N 327-ФЗ?
- Что такое "имущество религиозного назначения”?
- Каковы принципы и формы передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения?
- Укажите основание для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
- Опишите особенности использования религиозной организацией переданного ей имущества религиозного назначения.
Занятие 38. Напишите эссе (не более 2 страниц формата А4) на следующие темы по выбору:
- Епископат как субъект имущественных прав Церкви в I тысячелетии.
- Собственность христианской общины в доникейский период.
- Финансовая администрация средневекового папства.
- Княжеская власть в Древней Руси в вопросах церковного имущества.
- История и значение Монастырского приказа.
- Финансовая администрация Святейшего Синода.
- Гражданское законодательство современной России о церковном имуществе.
- Неотчуждаемость священных предметов в каноническом праве.
- Оборотоспособность церковного имущества.
- Теории субъектов собственности церковного имущества.
Занятие 39. Прочитайте прилагаемый раздел Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (главы III - V). Ответьте на вопросы:
- Как возникло земное государство?
- В чём различие природ Церкви и государства?
- В чём состоит принцип светскости государства?
- Опишите разницу между каноническим и гражданским правом.
- Опишите участие православных мирян в деятельности органов власти.
Занятие 46. Задание. Прочитайте прилагаемую работу русского канониста М. Красножена «Иноверцы на Руси». Ответьте на вопросы:
- Как в русской истории решался вопрос о крещении, совершённом в неправославных обществах?
- Каким было межрелигиозное общение в Древней Руси?
- Какими нормами руководствовались при совершении браков с инославными?
- Была ли разница в государственном и церковном отношениях к иноверцам?
Занятие 49. Напишите эссе:
- Изменение отношений между Русской Православной Церкви и инославием в 19 – 20 вв.
- Основные тенденции государственной политики в отношении Русской Православной Церкви в 20 веке.
- Концепт «оскорбления религиозных чувств верующих» и его значение.
- Первенство в Церкви в понимании Константинополя и Рима.
- Отношение к старообрядчеству сегодня.
Занятие 50. Контрольное занятие. Часть II. Напишите эссе:
- Устройство христианской городской общины в III веке.
- Путь монаха от трудника до схимника (согласно современным документам Русской православной Церкви). – желательная тема
- Отличие синодальной и патриаршей форм церковного управления.
- Возможность выборности клира в современных условиях.
- Канонический статус сверхштатного приходского клирика.
- Состав и характеристика Пидалиона.
- Происхождение церковно-правовых источников в Киевской Руси.
- Состав печатной Кормчей редакции патриарха Никона.
- Духовный регламент о власти епископов.
- Первенство в Православной Церкви.
Занятие 50. Контрольное занятие. Часть III. Составьте комментарий на 5 приведённых Апостольских правил:
- Апостольское правило 6
- Апостольское правило 9
- Апостольское правило 34
- Апостольское правило 39
- Апостольское правило 55
Ответы на вопросы экзамена по Каноническому праву
1. «Понятие «каноническое право». Соотношение понятий «каноническое право» и «церковное право». Место церковного права в правовой системе государства»
2. Материальные и формальные источники канонического права
3. Церковное законодательство. Каноны. Обычай. Мнения авторитетных канонистов. Иерархия правовых норм в каноническом праве.
4. Правовые предписания Ветхого Завета
5. Новый Завет как источник канонического права
6. Канонический корпус Вселенской Церкви
7. Государственное законодательство по церковным вопросам
8. Принцип симфонии отношений Церкви и государства.
9. Римское право христианской эпохи. Вклад святого императора Юстиниана Великого
10. Каноника таинств: Таинство Крещения, Таинство Миропомазания. Таинство Елеосвящения. Присоединение к Церкви
11. Каноника таинство: Таинство Евхаристии.
12. Состав Церкви. Глава и члены Церкви. Клирики. Миряне. Монашествующие
13. Высшие и низшие клирики. Хиротония и хиротесия
14. Священная и правительственная иерархии. Священная иерархия клириков.
15. Требования к кандидату священства. Препятствия к рукоположению.
16. Права и обязанности клириков.
17. Монастыри и монашество. Постриг. Три чина монашествующих.
18. Высшая власть в Церкви.
19. Территориальный принцип церковного управления. Церковная диаспора. Автокефалия. Автономные Церкви. Экзархаты.
20. Высшее управление Русской Православной Церкви: общая характеристика.
21. Епархиальное управление: общая характеристика.
22. Приходское управление: общая характеристика.
23. Виды церковных наказаний.
24. Современная судебная система Русской Православной Церкви: общая характеристика.
25. Заключение брака в Русской Церкви. Виды препятствий к заключению церковного брака.
26. Расторжение брака. Прекращение брака. Недействительность брака.
Брачный союз прекращается смертью одного из супругов. Идеал христианского брака – абсолютная моногамия, исключающая второй брак. Тем не менее, снисходя к немощи человеческой, христианский закон дозволяет вдовцу или вдовице вступать в новый брак: по слову апостола Павла, жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе (1Кор. 7:39).
Христианский брак нерасторжим при жизни супругов, за исключением случаев прелюбодеяния. Господь, отвечая фарисеям, искушавшим Его вопросом о том, по всякой ли причине позволительно разводиться с женою, сказал: Но Я говорю вам: кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19:9). Апостол Павел в Послании к Римлянам учит: Замужняя женщина привязана законом к живому мужу… Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею… (Рим. 7:2–3).
Христианское учение о нерасторжимости брака при жизни супругов противоречило римской правовой практике, допускавшей как развод по обоюдному согласию (divortium ex consensu), так и развод по требованию одного из супругов, основанному на законном основании (divortium ex rationabile causa). Осуждая свободный развод, Древняя Церковь всячески стремилась отвратить от него своих членов, и в частности не принимала в клир второбрачных.
Помимо смерти одного из супругов и отмены недействительного брака, еще одной формой прекращения брака является развод – расторжение действительного брака компетентной церковной или гражданской властью.
Католическое право, вопреки оговорке Спасителя о нерасторжимости брака, кроме случаев прелюбодеяния, вовсе не допускает развода, хотя на практике в Католической церкви гораздо чаще, чем у нас, отменяются как недействительные фактически существующие браки. Причем, как правило, такая отмена дает обеим сторонам право вступать в новый брак. Православное же церковное право с расторжением брака связывает запрет второго брака для виновной стороны. Исключения допускаются лишь ввиду икономии.
Господь назвал единственное основание для развода – прелюбодеяние, которое оскверняет брак. Христианское учение о браке противоречило воззрениям и обычаям еврейского народа, а также нормам римского права. Поэтому оно не сразу воплотилось в жизнь даже после христианизации империи. Вопреки и еврейским, и языческим римским представлениям о браке Евангелие требует строгого соблюдения супружеской верности не только от жены, но и от мужа. Но поскольку такое требование было слишком высоким для общества, церковный суд считался с предписаниями гражданского права, которое и после Миланского эдикта в основе своей оставалось все тем же дохристианским римским правом и лишь постепенно вбирало в себя христианские нормы.По Божественному праву, христианский брак нерасторжим, кроме случаев прелюбодеяния; однако брак, фактически существующий, но противоречащий христианскому закону, подлежит отмене и признается недействительным.
Применительно к практике законодательства, действовавшего в России в синодальную эпоху, профессор А. С. Павлов называет следующие основания для признания брака недействительным: «Отмене подлежат все браки, совершенные по насилию или в сумасшествии одного или обоих брачующихся, браки лиц, не свободных от другого брака (не прекратившегося смертью или законно не расторгнутого), браки лиц, состоящих в запрещенных церковными законами степенях родства или свойства, браки лиц, которым по расторжении брака запрещено вступать в новый, браки лиц, не достигших церковного совершеннолетия (15 и 13 лет), браки монахов, священников и диаконов, пока они состоят в своем сане, и браки православных с нехристианами»