«Целью курса «Каноническое право» является формирование церковноправовых знаний и канонического сознания, которое предполагает понимание необходимости и значимости церковных канонов и действующего церковного законодательства как важнейшего правового русла, направляющего благодатную жизнь Церкви», – Рабочая программа Новосибирской духовной семинарии
Задачи курса:
- сформировать понятийный аппарат науки «Каноническое право», ввести обучающихся в проблематику дисциплины, познакомить с её задачами;
- познакомить с важнейшими источниками канонического права, рассмотреть процесс формирования канонов и канонических сборников;
- дать исторический обзор источников Церковного права Русской Православной Церкви;
- познакомить обучающихся с каноническим устроениями, структурой управления Вселенской Православной Церкви, Поместных Православных Церквей;
- изучить современные канонические нормы, регламентирующие деятельность Русской Православной Церкви;
- дать представление о структуре и деятельности органов церковного законодательства, управления, суда согласно действующему уставу РПЦ;
- рассмотреть канонические нормы, регламентирующие взаимоотношения Православной Церкви с инославными церквами, нехристианскими религиями и государством;
- развивать у обучающихся способность к самостоятельному анализу и обоснованным оценкам различных явлений как внутрицерковной жизни, так и отношений с другими конфессиями, государством, обществом с точки зрения канонов Православной Церкви.
Курс «Каноническое право» является обязательной дисциплиной. К числу входных знаний, навыков и компетенций студента, приступающего к изучению дисциплины «Каноническое право», относится знания, полученные при освоении дисциплин «История Древней Церкви», «Догматическое богословие», «Патрология», «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Литургика». Дисциплина «Каноническое право» является основой для изучения дисциплин «Новейшие нормативные документы Русской Православной Церкви», «Практическое руководство для священнослужителя», «Правовые и экономические основы деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви», «Церковь, государство и общество», сдачи итоговой аттестации и дальнейшей практической деятельности выпускников.
Готовые контрольные, эссе и тесты по Каноническому праву
Программа дистанционного курса по Каноническому праву включает в себя: 50 занятий. Каждое занятие имеет промежуточный тест. Есть письменные контрольные, а также Эссе. Контрольные тестирования по модулям. Семестровый и годовой тест. Стоимость контрольный работы – 300 р.; стоимость эссе – 500 р.
Занятие 1. Контрольная работа – ответы на вопросы
- В чем смысл определения канонического права в «Синтагме» Матфея Властаря?
- Какие отношения между правом и моралью?
- Перечислите значение слова «Церковь» в различных языках.
- Какие аспекты экклезиологии имеют отношение к каноническому праву?
- Какое определение церковного права даёт проф. С. В. Троицкий?
Занятие 7. Эссе
- Сравнение отношения к государственному законодательству по церковным делам у А.С. Павлова и Н.С. Семенова.
- Состав и характеристика Пидалиона.
- Происхождение церковно-правовых источников в Киевской Руси.
- Состав печатной Кормчей редакции патриарха Никона.
- Духовный регламент о власти епископов.
- Причины неполной рецепции определений Собора 1917-1918 гг.
Занятие 8. Контрольная работа – ответы на вопросы
- Что такое коллегиальность в терминах Второго Ватиканского собора Римско – Католической Церкви?
- Опишите представительство в Церкви
- Что такое «неколлегиальные» юридические лица?
- Как определяет понятие «церковная должность» современный Канонический кодекс Римско – Католической церкви?
Занятие 11. Контрольная работа – ответы на вопросы
- В чем разница между епархиями и епископиями с точки зрения территориального принципа?
- Опишите специфику и уникальность 34 Апостольского правила
- Каково функциональное значение этнонимов в названии церковных организаций?
- Как этнический принцип был использован в церковной структуре Первого Болгарского Царства?
- Перечислите полномочия главы этнической епископии
Занятие 18. Эссе
- Устройство христианской городской общины в III веке
- Путь монаха от трудника до схимника
- Отличие синодальной и патриаршей форм церковного управления
- Возможность выборности клира в современных условиях
- Канонический статус сверхштатного приходского клирика
Занятие 25. Контрольная работа – ответы на вопросы
- Как прот. Н. Афанасьев определяет брак?
- Каковы формы заключения брака?
- Каковы условия вступления в брак?
- Каковы формы расторжения брака?
- Как прот. Н. Афанасьев определяет брак в качестве Таинства?
Задание 27. Контрольная работа
- Прочитайте письмо свят. Амвросия Медиоланского (24 (Maur. 82). Амвросий Марцеллу) и отметьте те дела, которые должен был разбирать в судебном порядке епископ во второй половине IV века.
Занятие 31. Контрольное занятие. Рецензия проф. Н. Заозёрского на труд проф. Н. Суворова. Прочитайте текст проф. Н. Заозёрского «Покаяние и суд в Древней Церкви» (Православное обозрение февраль 1885 г ., см. файл pdf) и ответьте на вопросы:
- Борьба с какими расколами способствовала формированию церковной покаянной дисциплины?
- Уточните классификацию канонических преступлений у Н. Суворова.
- Какова роль императорского законодательства в установлении церковной дисциплины?
- Как Ориген определял обязанности священников в таинстве Покаяния?
- На каких основаниях Н. Суворов отождествлял формальный церковный суд с проследованием таинства Исповеди? Почему Н. Заозёрский был с ним не согласен?
- Почему Н. Суворов называет церковный суд именно дисциплинарным?
Занятие 34. Задание. Прочитайте прилагаемые главы Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (главы VI и VII) и ответьте на следующие вопросы:
- Является ли труд безусловной ценностью?
- Как Церковь относится к плодам труда и к распоряжению ими?
- На чём основывается отношение православного христианина к собственности?
- Почему Священное Писание признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее?
- На каких основаниях имущество религиозных организаций рассматривается как особая форма собственности?
Занятие 37. Задание. Прочитайте прилагаемый текст – Федеральный закон от 30 ноября 2010 г . N 327-ФЗ. Ответьте на следующие вопросы:
- Каков предмет регулирования Федерального закона N 327-ФЗ?
- Что такое "имущество религиозного назначения”?
- Каковы принципы и формы передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения?
- Укажите основание для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
- Опишите особенности использования религиозной организацией переданного ей имущества религиозного назначения.
Занятие 38. Напишите эссе (не более 2 страниц формата А4) на следующие темы по выбору:
- Епископат как субъект имущественных прав Церкви в I тысячелетии.
- Собственность христианской общины в доникейский период.
- Финансовая администрация средневекового папства.
- Княжеская власть в Древней Руси в вопросах церковного имущества.
- История и значение Монастырского приказа.
- Финансовая администрация Святейшего Синода.
- Гражданское законодательство современной России о церковном имуществе.
- Неотчуждаемость священных предметов в каноническом праве.
- Оборотоспособность церковного имущества.
- Теории субъектов собственности церковного имущества.
Занятие 39. Прочитайте прилагаемый раздел Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (главы III - V). Ответьте на вопросы:
- Как возникло земное государство?
- В чём различие природ Церкви и государства?
- В чём состоит принцип светскости государства?
- Опишите разницу между каноническим и гражданским правом.
- Опишите участие православных мирян в деятельности органов власти.
Занятие 46. Задание. Прочитайте прилагаемую работу русского канониста М. Красножена «Иноверцы на Руси». Ответьте на вопросы:
- Как в русской истории решался вопрос о крещении, совершённом в неправославных обществах?
- Каким было межрелигиозное общение в Древней Руси?
- Какими нормами руководствовались при совершении браков с инославными?
- Была ли разница в государственном и церковном отношениях к иноверцам?
Занятие 49. Напишите эссе:
- Изменение отношений между Русской Православной Церкви и инославием в 19 – 20 вв.
- Основные тенденции государственной политики в отношении Русской Православной Церкви в 20 веке.
- Концепт «оскорбления религиозных чувств верующих» и его значение.
- Первенство в Церкви в понимании Константинополя и Рима.
- Отношение к старообрядчеству сегодня.
Занятие 50. Контрольное занятие. Часть II. Напишите эссе:
- Устройство христианской городской общины в III веке.
- Путь монаха от трудника до схимника (согласно современным документам Русской православной Церкви). – желательная тема
- Отличие синодальной и патриаршей форм церковного управления.
- Возможность выборности клира в современных условиях.
- Канонический статус сверхштатного приходского клирика.
- Состав и характеристика Пидалиона.
- Происхождение церковно-правовых источников в Киевской Руси.
- Состав печатной Кормчей редакции патриарха Никона.
- Духовный регламент о власти епископов.
- Первенство в Православной Церкви.
Занятие 50. Контрольное занятие. Часть III. Составьте комментарий на 5 приведённых Апостольских правил:
- Апостольское правило 6
- Апостольское правило 9
- Апостольское правило 34
- Апостольское правило 39
- Апостольское правило 55