Курсовая работа по Апологетике для Белгородского государственного национального исследовательского университета, социально-теологического факультета имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Работа построена по классическому образцу данных работ: Титульный лист, Оглавление, Основная часть, Заключение, Список использованных источников и литературы.
Положение о курсовой работе
Кафедра философии и теологии руководствуется общим «Положением о курсовой работе» БелГУ, разработанным соответствующими ГОСТами:
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам»;
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»;
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления»;
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.80-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»;
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.82-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».
Заказать курсовую работу по Апологетике
Курсовое сочинение на тему: «Мир как информационная система (возможности диалога науки и религии)» можно построить по следующему образцу:
- Введение, в котором будут прописаны актуальность, цель и задачи, предмет и объект, структура работы, а также сделал обзор источников и литературы;
- 1 глава – возникновение мира и человека – в которой можно рассмотреть информационную систему «научного» большого взрыва и Библии;
- 2 глава – Коперник, Галилей, Бруно и Церковь – была ли война?
- 3 глава – информационно-христианское осмысление феномена научно-технического прогресса.
- Заключение, в котором подведутся итоги глав и сделается обобщающий вывод.
Варианты названия глав и общая концепция работы могут быть самыми разнообразными. Основной литературой для этой курсовой работы является книга протоиерея Олега Мумрикова «Концепции современного естествознания (христианско-апологетический аспект)».
Как написать оригинальную работу
Хорошее пособие выпустил обновленный сайт Екатеринбургской духовной семинарии. Здесь можно посмотреть последовательность действий по курсовой работе.
Основным условием успешности курсового сочинения является оригинальность и отсутствие в работе плагиата. Добиться высокого процента оригинальности очень сложно. Необходимо писать работу «из головы», излагая прочитанное. Как это делается можно посмотреть в этой статье.
Чтобы понять о чем может пойти речь в вашей курсовой предлагаем прочитать выдержку из книги прот. О. Мумрикова:
Проблема начала: диалог богословия и естествознания.
Космология, построенная на теории Большого взрыва, многими богословами была встречена с большим оптимизмом. Сам факт открытия события «начала Вселенной» создал плодотворную почву для диалога с представителями естествознания. Появилось множество моделей «астрофизического» прочтения Шестоднева. Кроме «точки начала», были выявлены и другие важные ассоциации, например, упоминание о «безвидности и неустроенности» земли (Быт. 1:2) как бесструктурной первоматерии; первозданном свете (Быт. 1:3) как излучении, предваряющем рождение вещества. Папа Римский Пий XII (Pius XII; 1876-1958) утверждал, что теория Большого взрыва подтверждает библейское учение о творении. Многие православные апологеты с середины XX в. до настоящего времени активно привлекают космологические концепции при толковании первой главы книги Бытия. В стремлении соотнести данные современной астрофизики со Священным Писанием нет ничего противоестественного: как было показано ранее, многие святые отцы не боялись привлекать при истолковании повествования о сотворении мира современные им натурфилософские концепции. Так родились знаменитые трактаты или беседы на Шестоднев Василия Великого, Григория Нисского, блж. Августина. С другой стороны, безусловно, недопустима абсолютизация естественно-научных толкований первой главы книги Бытия — по причинам, о которых уже речь шла выше, в главе, посвященной истории естествознания и его диалогу с богословием.
Наибольший интеллектуальный соблазн вызывают попытки объяснить с позиции современной космогонии тайну творения мира из ничего (ex nihiloi). И ученым, и богословам следует помнить о том, что любая физическая концепция «начального состояния» Вселенной — сингулярность, возбужденный вакуум, суперструны или даже чисто абстрактная математическая идея-модель — не есть в полном смысле «ничто», так как данные состояния бытия в той или иной степени характеризуются определенными параметрами и описуемы человеческим языком. Истинное «ничто», о котором ничего невозможно ни сказать, ни помыслить, — понятие исключительно религиозно-философское. В противном случае «ничто» будет уже чем-то. Поэтому, рассматривая с богословско-апологетической точки зрения нулевой этап бытия Вселенной, как минимум возможно вести речь только о первоматерии, упоминаемой в Быт. 1:2. Там, где наука пытается понять или объяснить «ничто», она неизбежно переходит на уровень философии или даже мифологии.
Многих ученых не устраивает положение дел, когда появление из небытия Вселенной оказывается необусловленным физическими закономерностями. Следует заметить, что этот скепсис не обязательно является следствием атеистического мировоззрения — он может быть вызван естественным желанием исследователя оставаться в области компетенции науки даже при решении самых предельных вопросов. Иными словами, вопрос ставится примерно таким образом: «Следует ли считать бытие нашего мира и реальность природы случайно обусловленными или закономерными?»
Илья Романович Пригожин, теоретически исследуя начальные условия первозданного хаоса и необратимость «стрелы времени», развивает синергетическую модель, основанную, в частности, на флуктуациях вакуума. Однако случайный характер квантовых возмущений и феномена необратимости времени неизбежно требует обращения к неким глубинным реально существующим физическим механизмам, концептуально выражающимся через математику. В данной ситуации попытки обращения к ним обречены не прояснять проблему, но постоянно перемещать ее на другой, более глубинный уровень, который, в свою очередь, требует дальнейших объяснений, и т.д. Последнее звено в цепи умозрительных причинно-следственных связей неизбежно оказывается вне физического мира — в области философии и богословия. Таким образом, по слову свт. Василия Великого, рациональное мышление продвигается «в бесконечность, для находимых непрестанно оснований придумывая опять новые».
Широко известный британский физик-теоретик С. Хокинг (Stephen Hawking; род. в
Таким образом, С. Хокингу удалось избавиться от противоречивой и необъяснимой «точки сингулярности»: начальные условия существования Вселенной выводятся не из чего-то внешнего по отношению к ней, а фактически из нее самой. Научно-популярное изложение новой модели вошло в широко известную книгу «Краткая история времени», ставшую мировым бестселлером.
На первый взгляд может показаться, что концепция Хокинга полностью исключает возможность научно-богословского диалога. Однако на самом деле гипотеза британского физика стала не только предметом горячих дискуссий о математически-абстрактных построениях в космологии, но и дала начало сразу нескольким апологетическим интерпретациям.
Одну из них предложил епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Василий (Родзянко; 1915-1999) в своем труде «Теория распада вселенной и вера отцов». Еп. Василий считал, что описываемый наукой Большой взрыв — не видимая сторона акта Божественного творения, а следствие грехопадения наших прародителей в Раю, после которого, по образному выражению еп. Василия, мир стал «разлетаться на мелкие осколки», как «разбившийся сосуд». Именно этот момент и фиксирует космология, называя его «Большим взрывом». Только благодаря Промыслу Божию «разлетающийся» после грехопадения мир не исчез окончательно: «раскол бытия» был остановлен, и начался, как пишет еп. Василий, «обратный разрушению процесс, устанавливающий Божественную эволюцию, развитие в Добре, в Жизни, развитие в жизнь вечную». Соответственно, по мысли еп. Василия, первозданный мир и первозданное время соотносимы со статичной Вселенной Хокинга и мнимым временем. Грехопадение первых людей разрушает гармоничный мир, описанный в Шестодневе, материя и пространство-время становятся совершенно иными — тленными, протяженными, дробно-дискретными и текучими. Облачение в кожаные одежды (Быт. 3:21), как символ смертного распада, относится не только к Адаму и Еве, но и ко всему Космосу, как продолжению телесности человека (Быт. 3:17-19). Деградация окружающего материального мира начинается с момента вкушения от древа познания добра и зла (Быт. 3:1-6) и фиксируется в истории как Большой взрыв. В промежуток «райского времени» от момента грехопадения до изгнания из Рая (Быт. 3:7-24) поврежденная прародительским грехом Вселенная (Рим. 8:20, 22) «переоформляется», проходя все стадии эволюции в тленном пространстве-времени за миллиарды обычных лет, пока, наконец, на Земле не появляются в опытно известном нам смертном состоянии и сами виновники катастрофы — изгнанный из Рая праотец Адам и праматерь Ева. Таким образом, первозданный мир библейского Шестоднева соотносится с описываемой космологами историей Вселенной от Большого взрыва до настоящего состояния как первообраз со своим отражением, грубо искаженном в кривом зеркале, причем изучению методами естествознания доступно лишь это вторичное, поврежденное состояние бытия.
Мумриков О., иер. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. – М.: Паломник, 2013. – С. 241-248.
19.07.2020.