Курсовая работа по «Пастырскому богословию» для Донской духовной семинарии. Эта дисциплина имеет в разных семинариях разное название – Практическое руководство для пастырей или Основы пастырского душепопечения.
Основной целью дисциплины «Пастырское богословие» является формирование у студентов семинарии систематического представления о благодатном церковном пастырстве: его библейских и богословских основаниях, истории, актуальном состоянии, принципах деятельности, о внутреннем устроении пастыря и его отношении к Пастыреначальнику Христу и пастве. Данный курс имеет целью также дать семинаристам представление: о высоте и ответственности пастырского служения; об основных богословских проблемах пастырской деятельности; о русской пастырской традиции.
Структура обучения в семинарии в Ростове-на-Дону
С 2019 года в Донской семинарии осуществляется магистерская программа по профилю «Государственно-конфессиональные отношения». Ориентирована на подготовку высококвалифицированных кадров для организационно-юридического, экспертно-консультационного сопровождения государственного-церковного партнерства в сфере взаимодействия с исполнительной, законодательной и судебной властями, муниципальными образованиями, казачьими структурами, Министерством обороны и Федеральной службой исполнения наказаний.
Семинарская бакалаврская программа имеет несколько направлений: кафедра библеистики, кафедра философии и апологетики, кафедра церковно-практических дисциплин, кафедра церковно-исторических дисциплин, кафедра филологии и общегуманитарных дисциплин, кафедра систематического богословия, кафедра церковных искусств. Кроме того, семинария имеет иконописное и регентское отделение.
Третье направление деятельности семинарии – это Образовательный центр. Здесь предлагаются две программы: богословские курсы и курсы подготовки приходских специалистов. Основная задача образовательного центра – подготовка мирян к церковной деятельности в духовно-просветительских центрах, в качестве помощников благочинных или настоятелей приходов по образовательной, миссионерской, молодежной и социальной работе.
Во исполнение решения Архиерейского собора 2013 года клирики Русской Православной Церкви 1 раз в 7 лет обязательно проходят обучение на «Курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви» в объеме не менее 72 академических часов. В Донской семинарии осуществляется и эта программа.
Донская семинария – образец духовного образования Русской Православной Церкви.
Пастырское богословие: написать курсовую работу
Курсовая работа – это самостоятельное, письменное, научное исследование студента, разбор богословских вопросов по выбранной теме. Курсовое сочинение – это подведение итога в изучении дисциплины.
В силу разных причин студент не всегда может написать такое исследование. Наш ресурс «Сочинение есть» поможет воспитаннику семинарии сдать данную работу на «отлично».
Курсовое сочинение на тему: «Образ пастыря и его качества по труду святителя Иоанна Златоуста «О священстве» построено следующим образом:
- Введение
- Глава 1. Идеальный образ пастыря в сочинении Иоанна Златоуста
- Глава 2. Качества священства
- Заключение
- Список источников и литературы
Варианты названия глав и общая концепция работы могут быть самыми разнообразными.
Оригинальная работа без плагиата
Основным условием успешности курсового сочинения является оригинальность и отсутствие в работе плагиата. Добиться высокого процента оригинальности очень сложно. Необходимо писать работу «из головы», излагая прочитанное. Как это делается можно посмотреть в этой статье.
01.08.2020.
Святитель Иоанн Златоуст «О священстве». Слово 3,4-7.
4. Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному; и весьма справедливо; потому что ни человек, ни ангел, ни архангел, и ни другая какая-либо сотворенная сила, но сам Утешитель учредил это чинопоследование, и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения. Посему священнодействующему нужно быть столь чистым, как бы он стоял на самых небесах посреди тамошних Сил. Страшны и величественны были принадлежности (богослужения) и прежде благодати, как-то: звонки, яблоки, драгоценные камни на наперснике и нарамнике, митра, кидар, подир, златая дщица, Святое Святых, глубокая тишина внутри. Но если кто разсмотрит свойства служения благодатного, то найдет, что те страшные и величественные принадлежности незначительны (в сравнении с последними), и здесь признает истинным сказанное о законе: «яко не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу» (2Кор. III, 10). Когда ты видишь Господа закланного и предложенного, священника предстоящего этой Жертве и молящагося, и всех окропляемых этою драгоценною кровию, то думаешь ли, что ты еще находишься среди людей и стоишь на земле, а не переносишься ли тотчас на небеса и, отвергнув все плотские помышления души, светлою душею и чистым умом не созерцаешь ли небесное? О чудо, о человеколюбие Божие! Седящий горе с Отцем в этот час объемлется руками всех и дает Себя осязать и воспринимать всем желающим. Это и делают все очами веры. Ужели все это тебе кажется достойным презрения, или таким, над чем кто-нибудь мог бы выказать свое высокомерие? Хочешь ли видеть и из другого чуда превосходство этой Святыни? Представь пред очами своими Илию, и стоящее вокруг безчисленное множество народа, и лежащую на камнях жертву; все другие соблюдают тишину и глубокое молчание, один только пророк молится, и за тем внезапно пламень ниспадает с небес на жертву (3Цар. XVIII, 30–38); все это дивно и исполнено ужаса. Теперь перейди отсюда к совершаемому ныне и ты увидишь не только дивное, но и превосходящее всякий ужас. Предстоит священник, низводя не огнь, но Святого Духа; совершает продолжительное моление не о том, чтобы огонь ниспал свыше и попалил предложенное, но чтобы Благодать, нисшедши на Жертву, воспламенила чрез нее души всех и соделала их светлейшими очищенного огнем серебра. Кто же, кроме человека совершенно изступленного или безумного, может презирать такое страшнейшее таинство? Или ты не знаешь, что души человеческие никогда не могли бы перенести огня этой жертвы, но все совершенно погибли бы, если бы не было великой помощи Божественной благодати?
5. Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотию и кровию, может присутствовать близ блаженного и безсмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа. Ими совершается эти священнодействия и другие, не менее важные для совершенства и спасения нашего. Люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам; ибо не им сказано: «елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Матф. XVIII, 18). Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти узы связывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, и мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он дал им всю небесную власть? "Имже" говорит (Господь), «отпустите грехи, отпустятся: и имже держите держатся» (Иоан. XX, 23). Какая власть может быть больше этой? «Отец ... суд весь даде Сынови» (Иоан. V, 22); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам. Они возведены на такую степень власти, как бы уже переселились на небеса, превзошли человеческую природу и освободились от наших страстей. Если бы царь предоставил кому-нибудь из своих подданных власть заключать в темницу и опять освобождать, кого он захочет, такой подданный у всех был бы славен и знаменит; а о том, кто получает от Бога власть настолько превосходнейшую этой, сколько небо превосходнее земли и души тел, некоторые думают, что он получает маловажную честь, и будто бы возможно представить, что кто-нибудь из получивших этот дар будет не уважать его. Отвергнем такое безумие! Действительно безумно не уважать такую власть, без которой нам невозможно получить спасения и обетованных благ. Если никто не может войти в царствие небесное, «аще ... не родится водою и Духом» (Иоан. III, 5), и не ядущий "плоти" Господа и не пиющий "крови Его" лишается вечной жизни (Иоан. VI, 53), а все это совершается ни кем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня, или получить уготованные венцы.
6. Священники для нас суть те мужи, которым вручено рождение духовное и возрождение крещением; чрез них мы облекаемся во Христа, и погребаемся вместе с Сыном Божиим и соделываемся членами этой блаженной Главы. Посему справедливо мы должны не только страшиться их более властителей и царей, но и почитать более отцев своих; эти родили нас "от крове и от похоти плотския» (Иоан. I, 13), а те суть виновники нашего рождения от Бога, блаженного «пакибытия», истинной свободы и благодатного усыновления. Священники иудейские имели власть очищать тело от проказы, или лучше, не очищать, а только свидетельствовать очищенных; и ты знаешь, как завидно было тогда достоинство священническое. А наши (священники) получили власть не свидетельствовать только очищение, но совершенно очищать, – не проказу телесную, но нечистоту душевную. Посему не уважающие их гораздо преступнее Дафана и его сообщников, и достойны большего наказания; потому что эти домогались не принадлежащей им власти, однако имели высокое мнение о ней и доказали это тем самым, что домогались ее с великим усилием; а теперь, когда священство украсилось гораздо более и возвысилось до такой степени, не уважать его – значит отваживаться на гораздо большую дерзость; ибо не одно и то же: домогаться непринадлежащей себе чести, и презирать такие блага; последнее настолько тяжелее первого, насколько различны между собою презрение и уважение. Есть ли такая несчастная душа, которая презирала бы столь великие блага? Я не могу представить ни одного такого человека, разве кто пришел в демонское неистовство. Впрочем возвращусь опять к тому, о чем шла речь. Бог дал священникам больше силы, нежели плотским родителям, не только для наказаний, но и для благодеяний; те и другие столько различаются между собою, сколько жизнь настоящая от будущей. Одни рождают для настоящей жизни, другие для будущей; те не могут избавить детей своих от телесной смерти и даже защитить от вторгшейся болезни, а эти часто спасали страждущую и готовую погибнуть душу, то употребляя кроткое наказание, то удерживая от падения при самом начале, не только учением и внушением, но и помощию молитв. Они не только возрождают нас (крещением), но имеют власть разрешать и от последующих грехов: «болит ли кто в вас», говорится (в Писании), «да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. V, 14–15). Кроме того плотские родители не могут оказать никакой помощи детям, когда они оскорбят кого-нибудь из знатных и сильных людей, а священники часто примиряли верующих не с вельможами и не с царями, но с самим Богом, разгневанным ими. Кто после этого осмелится обвинять меня в гордости? Напротив я думаю, что сказанное мною возбудит в душах слушателей такое благоговение, что они будут обвинять в гордости и дерзости не убегающих, но тех, которые сами приходят и стараются приобрести себе это достоинство. Если начальники городов, когда они не очень благоразумны и деятельны, подвергая города разорению, губят и себя самих, то обязавшейся украшать Невесту Христову, сколько, думаешь ты, должен иметь силы и собственной и свыше ниспосылаемой, чтобы не погрешить?
7. Никто не любил Христа более Павла, никто более его не показал ревности, никто не был удостоен большей благодати; но и при таких преимуществах он еще боится и трепещет как за свою власть, так и за подвластных ему. «Боюся же, да не како, якоже змий Еву прелсти, лукавством своим, тако истлеют и разумы вашя от простоты, яже о Христе»; (2Кор. XI, 3.) и еще: «в ...страсе и трепете мнозе бых в вас» (1Кор. II, 3), говорит человек, восхищенный до третьего неба, соделавшийся причастником таин Божиих, претерпевший столько смертей, сколько по уверовании жил дней, и не желавший пользоваться данною ему от Христа властию, чтобы кто из верующих не соблазнился (1Кор. X). Если он, исполнивший более того, что повелено Богом, и искавший во всем не своей пользы, но пользы подвластных ему, всегда был исполнен такого страха, взирая на величие этой власти, то что будем чувствовать мы, часто ищущие своей пользы, не только не исполняющие более того, что заповедано Христом, но большею частию преступающие Его заповеди? «Кто изнемогает», говорил он, «и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся» (2Кор. XI, 29)? Таков должен быть священник, или лучше, не только таков; это мало и незначительно в сравнении с тем, что я намереваюсь сказать. Что же это? «Молилбыхся», говорит он, «сам аз, отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти» (Римл. IX, 3). Кто может произнести такие слова, чья душа возвысилась до такого желания, тот справедливо может быть осуждаем, когда убегает (священства), а кто так чужд этой добродетели, как я, тот заслуживает порицания не тогда, когда убегает, но когда принимает его. Если бы при избрании в достоинство военачальника имеющие власть дать это достоинство, представив медника, или кожевника, или кого-нибудь из подобных ремесленников, поручали ему войско, то я не похвалил бы того несчастного, который не убежал бы и не сделал всего, чтобы не ввергнуть себя в предстоящую гибель. Если бы достаточно было только называться пастырем и исполнять это дело, как случится, и от этого не было никакой опасности, то всякий желающий пусть обвиняет меня в тщеславии; если же принимающему на себя такую заботу должно иметь великое благоразумие, и еще прежде благоразумия великую благодать Божию, правоту нравов, чистоту жизни, и добродетель более нежели человеческую, то не отказывай мне в прощении, что я не хотел погибать тщетно и напрасно. Если бы кто-нибудь, отправляя большое судно, наполненное гребцами и нагруженное дорогими товарами, вручал мне кормило его, и приказывал переплыть Эгейское или Тирренское море, то я при первых словах его обратился бы в бегство; и если бы кто спросил, почему? – я отвечал бы: чтобы мне не потопить корабля. Если же тогда, когда ущерб состоит в деньгах, и опасность простирается до смерти телесной, никто не будет осуждать людей за предусмотрительность, то здесь, где потерпевшим кораблекрушение предстоит впасть не в это море, а в бездну огненную, и ожидает их смерть, не душу от тела отделяющая, но душу с телом отправляющая на вечное мучение, почему вы будете гневаться и негодовать, что я легкомысленно не вверг себя в такое бедствие?