Курсовая работа по «Православной педагогике» для Екатеринодарской духовной семинарии, церковно-практическая кафедра.
В условиях все большего обращения россиян к своим духовным корням, роста интереса к опыту православного воспитания в семье и школе, обновления содержания общего, среднего и высшего образования, возрождения практики православно-ориентированного образования встает острая потребность изучения православной педагогики как теории и практики воспитания и обучения детей, подростков, молодежи на православных ценностях, традициях.
Цели и задачи православной педагогики
Цель курса – формирование у студентов православной педагогической культуры. Задачи освоения дисциплины:
- знакомство с историей образования и педагогической мысли в России и за рубежом;
- выявление роли православной педагогической культуры в становлении теории и практики обучения и воспитания подрастающего поколения;
- формирование педагогического сознания, педагогического мышления студентов;
- обучение методам самообразования по вопросам организации православного воспитания и образования подрастающего поколения.
Заказать курсовую работу по Православной педагогике
В некоторых семинариях данная учебная программа входит в вариативную часть обучения. В этом случае, семинария не предполагает написание курсовой работы по Педагогике. Но в других семинариях эта дисциплина является обязательной для изучения.
Курсовая работа – научное исследование студента по выбранной теме. В нашем случае мы рассматриваем курсовую работу по теме: «Проблема досуга и развлечения в контексте православного воспитания».
Работа будет построена по классической форме исследовательского сочинения:
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Православная педагогика (можно рассмотреть общие вопросы христианского воспитания)
- Глава 2. Православный христианин. Есть ли в жизни место развлечению
- Глава 3. Проблемы досуга и развлечения в детской воскресной школе
- Заключение
- Список источников и литературы
Названия глав и рассматриваемые проблемы могут быть самыми разнообразными – от организации детского досуга до сознательного выхода из Церкви
Как написать курсовую работу (краткое руководство)
При выборе темы курсовой работы особое внимание обращайте на источники и литературу. Если их по выбранной теме достаточно, тогда можно согласовывать тему с научным руководителем и на кафедре. Составляем Оглавление и оформляем Список литературы. Отправляем на согласование с научным руководителем.
Берем 2-3 источника (источники – это творения святых отцов) и 2-3 книги (исследования богословов). Прочитываем и по памяти записываем 1-ю страницу текста, скомпоновав в своей голове прочитанные умные мысли святых отцов и богословов. В сформированный текст добавляем две-три цитаты по одному предложению. Закончив с первой страницей, беремся за вторую, меняя при этом источники и литературу, и так 25 раз.
25 страниц – это требуемый объем курсовой работы для семинарии, прописанный в Положении о работе.
Скопировать курсовую работу из интернета
Можно пойти и по этому пути. Результат будет такой, как на картинке. Сейчас все семинарии проверяют курсовые и дипломные работы в системе Антиплагиат.ру. Оригинальность работы должна быть не ниже 65%. Если вы самостоятельно написали работу, но она все равно меньше заявленного процента оригинальности, то наши специалисты помогут решить эту проблему.
02.08.2020.
Актуальные проблемы православного воспитания
Говоря о проблемах современного православного воспитания, следует прежде всего отметить, что таких проблем очень много. Во-первых, потому, что сам воспитательный процесс, обращенный к личности ребенка, всегда индивидуален, всегда личностен, и воспитание каждого ребенка — это огромный труд. А во-вторых, конечно, потому, что мы живем в неустойчивое, переходное время. Вся современная жизнь пронизана антихристианским духом, а опыт православного воспитания у нас невелик, так как мы совсем недавно, лишь в конце ХХ века, стали серьезно осмысливать проблемы православной педагогики.
При решении этих проблем хорошо бы выделить самое главное и прежде всего вспомнить слова Спасителя, обращенные ко всем нам. Правда, Он говорит это не воспитателям детей, а воспитателям взрослых, но, конечно, все это относится и к тем, кто воспитывает детей. Он призывает нас не называться учителями, не называться наставниками и отцом себя не называть, и отцом не называть никого на земле, ибо один у нас учитель — Христос, все же мы — братья: «Один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9), «Один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23, 10). Нам нужно помнить, что все мы чада Божии: и наши дети, и мы сами, их воспитатели, — отцы, матери, духовники. Эта память поможет нам сохранить необходимое смирение, которое должно быть присуще всякому христианскому деланию.
Но конечно же не нужно понимать смирение неправильно, как понимают иногда наши педагоги, не имеющие духовного опыта. У нас был один преподаватель в воскресной школе, он говорил: «Чему я могу научить детей? Я же хуже их, они лучше меня». Он говорил это совершенно искренне и отказывался при этом принимать какие-то волевые решения, применять к детям наказание. Конечно, речь идет не о таком смирении, а об осознании того, что если нам не поможет Бог, если мы не будем обращены к Нему, то решить проблемы, которые встают перед нами, мы не сможем. И всякий учитель должен быть учителем по образу Христа, всякий отец должен быть отцом по образу Отца Небесного, и всякий наставник должен брать образ Христа для себя как идеал, которому он должен следовать в своей педагогической деятельности. Именно в этом отличие православного воспитания от воспитания светского, где центром является воспитатель, а Бог там не подразумевается. Христианское воспитание носит иной характер. Я был недавно на коллегии одного из округов Москвы, и там одна женщина-педагог сказала: «Нам, дорогие друзья, есть, чем гордиться». И я помню, когда моя младшая дочь училась в школе, ее учительница говорила: «Ну, детки, а теперь давайте с вами немножко погордимся, какие мы хорошие, поднимем кверху головки, носики, покрасуемся друг перед другом и сами перед собой, какие мы замечательные». Это, может быть, крайность, и она присуща не всем светским педагогическим системам — мы же тем более должны понимать, что наше с вами дело следует совершать в смирении.
Второе, о чем нужно сказать: мы с вами призваны научить детей не только совокупности внешних правил православной жизни. Совершенно недостаточно просто объяснить им, что можно делать, а что — нельзя; главное — возжечь в их душах огонь веры и любви. Мы можем научить детей, как правильно креститься и когда нужно делать поклоны; они будут знать догматы; будут знать, какой длины юбки разрешается носить, когда можно употреблять косметику, а когда нельзя; выучат все правила поста. Но если в их душах не будет гореть огонь любви и веры, то с этими внешними правилами легко соединится любой грех. Если они не будут обращены к духовному миру, если у них не возникнет общения с Богом, если они будут руководствоваться только формально понятыми запретами, то тогда наше воспитание не принесет результата и, достигнув переходного возраста, дети уйдут из Церкви, уйдут от Бога, будут попирать все заповеди, отбросят все добродетели и погрузятся в море греха. Конечно, эта погруженность может не выходить на поверхность, дети внешне могут сохранять христианский вид и в то же самое время быть развращенными и порочными. К сожалению, дети, которые так воспитаны, очень часто этого даже не понимают. Они говорят: «А почему нельзя делать то-то и ходить в церковь, почему это несовместимо? Почему нельзя, скажем, слушать тяжелый рок и молиться Богу, почему нельзя читать журналы «Cool», «Лиза» или «Ровесник» и читать Евангелие? Почему нельзя делать то и другое?» Такие вопросы свидетельствуют о том, что они не чувствуют сути христианской жизни. Наша задача — прежде всего дать им навыки такой жизни. Но мы с вами ничего не сможем сделать, если сами этих навыков не имеем. И поэтому если мы хотим научить духовной жизни своих детей, то сами должны учиться духовной жизни, стремиться к ней, жить ею. Духовная жизнь — это жизнь в Духе Святом или поиск такой жизни, и все наши усилия обязательно должны быть обращены к этому.
Еще одна проблема, которая стоит перед нами, — это создание единого педагогического православного пространства для наших детей. Мы не умеем друг с другом взаимодействовать. Например, православная гимназия берет на себя функции прихода: там устраиваются богослужения для детей, там духовник гимназии призывает всех детей обязательно исповедываться у него. Светские воспитатели порою говорят, что родители мешают им воспитывать детей — хорошо бы всех детей лишить родителей, тогда их воспитывать будет легче. Отчасти это, может быть, и верно, потому что не всегда родители находятся на высоте. Но все-таки, если мы говорим о православном воспитании, мы должны воспитывать ребенка в той естественной среде, в которой он призван жить, и, если нужно, воспитывать вместе с ним и родителей. Это касается и приходской жизни. Наша задача в православных гимназиях и школах — не создавать новые приходы, а сохранять общение ребенка внутри его прихода, не подменяя того, что уже существует. Бывает иногда, что нецерковные дети, приходя в православную гимназию, там начинают исповедываться, посещать богослужение, но это справедливо только для тех детей, которые еще не имеют прихода.
Нужно трудиться над созданием единого педагогического пространства, и если мы с вами занимаемся православным воспитанием, то должны понимать, что ключевой фигурой в этом пространстве станет священник, духовник этого ребенка. Разумеется, это не означает того, что священник возьмет на себя все воспитательные функции. Очень часто родители хотят передоверить свои воспитательные задачи священнику: «Вот, батюшка, вы ему скажите, вы ему объясните, чтобы он меня слушался, чтобы он то-то делал, а то-то не делал». И педагоги тоже пытаются использовать таинство покаяния как некий воспитательный инструмент. Этого делать, конечно, нельзя. У священника есть своя задача — привести ребенка к Богу. У него есть свои способы, свои методы и средства достижения этой цели, но все-таки он не может подменить ни родителей, ни воспитателей. Мы все очень страдаем от непрофессионализма православных педагогов. К сожалению, очень немногие из них имеют хорошее образование, учитывают личностные особенности детей, возрастную психологию и сами осознают себя именно православными педагогами.
Следующая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это неполные и неблагополучные семьи. Эти семьи не имеют традиций, не имеют опыта в воспитании детей: родители в детстве сами не были православными, они пришли к вере во взрослом возрасте. Они не всегда могут понять, как и что нужно объяснить ребенку, как и что он может воспринять, как долго он может стоять на богослужении, какая у него может быть мера поста. Все это тоже большая и серьезная проблема, о которой не нужно забывать. И я думаю, что в этом пространстве свое место могла бы занять воскресная школа на приходе. В понятие «воскресная школа» нужно вложить не просто организацию классических занятий с детьми, то есть чтение лекций или проведение бесед. По большому счету воскресная школа призвана заниматься воспитанием всех детей прихода. Педагоги могут следить за порядком во время службы, беседовать с детьми вне занятий, то есть вся жизнь детей в приходе должна быть под присмотром людей, которые специально к этому подготовлены.
Главные проблемы у наших детей наступают тогда, когда приходит так называемый «переходный возраст» и происходит такая разбалансировка в жизни ребенка, что с ним бывает очень трудно. В этот момент он не всегда управляем, он отказывается от помощи родителей, он переоценивает все ценности, в которых он был воспитан и которые у него были, и когда этот период наступил, бывает очень тяжело что-то сделать. Занимаясь православным воспитанием, мы должны иметь в виду, что такой кризис в жизни ребенка наступит, и надо заранее к этому готовиться. Этот период наступает в жизни наших детей все раньше и раньше. Если когда-то он наступал в шестнадцать лет, а еще раньше человек находился в послушании у своих родителей до тех пор, пока он не создаст свою семью, то сейчас эти границы сдвинулись, и поэтому времени, когда мы можем что-то сделать, у нас все меньше. Бывает, конечно, что пройдя этот возраст, пройдя через его искушения, ребенок успокаивается и возвращается в Церковь.
Это тоже нужно обязательно помнить и никогда ни при каких обстоятельствах не нужно паниковать, впадать в отчаяние, надо только молиться Богу. Так советовал родителям, дети которых отворачивались от Церкви, и афонский старец Паисий, скончавшийся лет пять тому назад. В то малое время, когда ребенок еще всецело послушен, когда у него благодатный и замечательный возраст, в этот период мы с вами бываем очень спокойны и радостны и не замечаем, что именно мы делаем неправильно. Когда детки маленькие, с ними может заниматься любой педагог, им все интересно, они с удовольствием слушают, им все легко, и возникает такое благодушное ощущение, что с ребенком все в порядке. К сожалению, из таких замечательных детей порой вырастают трудные подростки. Дети сильно меняются, и, когда ребенок еще мал, не нужно думать, что все легко и просто, нужно отнестись к воспитанию очень серьезно, очень внимательно, очень продуманно. За это время нужно развить в ребенке религиозное чувство, помочь ему это чувство осознать, привить ему вкус к добродетели, чтобы он понимал радость делания добра. В этот период у ребенка должна быть обязательно укреплена воля, необходимо научить его трудиться, научить его трудолюбию и самостоятельно мыслить.
Укрепление воли ребенка очень важно, потому что он живет практически в антихристианской среде. Средства массовой информации, телевидение, компьютерные игры, секс-просвещение, современная поп-культура, доступность алкоголя, сигарет, наркотиков, культ денег и наслаждений создают образ мира, совершенно противоположный тому, который мы хотим создать для ребенка, и абсолютно дезориентируют его. К сожалению, мы с вами, научая ребенка слушаться, повиноваться, смиряться, забываем укрепить его волю, чтобы он мог не только слушаться доброго, но и противиться злому. Укрепление воли, подготовка ребенка к жизни в мире необходимы, потому что он рано или поздно вступит в этот мир. Как бы мы ни хотели оградить его от современного мира, создавая свои православные коллективы, мир все равно проникнет в душу ребенка, и ему придется пройти через многие искушения...
Протоиерей Аркадий Шатов.
Источник: «В начале пути…». М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2002.