Дисциплина «Русская литература» имеет своей целью изучение произведений классической словесности в религиозном аспекте. Курс призван сформировать широкий спектр образовательных компетенций, направленных как на развитие общегуманитарной эрудиции выпускника, так и на формирование навыков профессиональной работы с художественным текстом. В качестве объекта изучения выступают произведения «золотого века» русской литературы.
«Успешное изучение курса «Русская литература» требует освоения корпуса художественных текстов, научных и учебно-методических работ, а также овладения теоретико-понятийным аппаратом дисциплины», – говорится в Рабочей программе Перервинской духовной семинарии.
Изучение данного курса позволит:
- Сформировать представление о месте и значении курса «Русская литература» в профессиональной подготовке выпускника и его связи с дисциплинами общегуманитарного цикла: русским языком и культурой речи, историей России и Русской Церкви, риторикой, философией, психологией, социологией;
- Получить необходимый объем знаний для понимания специфики русской литературы, ее генетической связи с Православием;
- Составить представление об основных этапах развития русской литературы и ее диалоге с европейским искусством;
- Освоить алгоритмы литературоведческого анализа текста с использованием методологических стратегий религиозной филологии;
- Расширить общегуманитарный кругозор в области отечественной культуры и литературы;
- Развить навыки самостоятельного текстопорождения;
- Повысить уровень владения литературной (устной и письменной) речью.
Готовые практикумы и тесты по Русской литературе
Тематическое содержание курса структурировано по нескольким модулям. Изучение каждой темы предполагает: освоение теоретического материала, выполнение тестовых и практических заданий, изучение дополнительного материала, ознакомление с глоссарием. Всего 50 занятий: 32 простых урока, 7 тестов и 11 практикумов. Все контрольные работы есть в наличии.
Стоимость работы
- 32 занятия без внутреннего теста – по 25 р.
- Занятие 3. Тест – 120 р. (10 вопросов)
- Занятие 12. Тест – 240 р. (20 вопросов)
- Занятие 17. Практикум – 600 р.
- Занятие 18. Тест – 120 р. (10 вопросов)
- Занятие 21. Практикум – 600 р.
- Занятие 25. Практикум – 600 р.
- Занятие 26. Тест – 120 р. (10 вопросов)
- Занятие 30. Практикум – 600 р.
- Занятие 32. Практикум – 600 р.
- Занятие 35. Практикум – 600 р.
- Занятие 37. Практикум – 600 р.
- Занятие 38. Тест – 120 р. (10 вопросов)
- Занятие 41. Практикум – 600 р.
- Занятие 44. Практикум – 600 р.
- Занятие 45. Тест – 120 р. (10 вопросов)
- Занятие 47. Практикум – 600 р.
- Занятие 49. Практикум – 600 р.
- Занятие 50. Тест – 360 р. (30 вопросов)
Полное прохождение Русской литературы на втором курсе – 8 500 р.
Внимание! Практикумы требуют визуального переоформления и частичного дополнения. Оригинальная контрольная работа – 1500-2000 р.
01.09.2024.
Занятие 17. Практикум 1. В. А. Жуковский «Агасфер»
- Укажите время создания поэмы «Агасфер» и её место в творчестве в творчестве В.А. Жуковского.
- Дайте литературоведческое определение понятия «мотив».
- Определите особенности мотивной организации поэмы: выявите ключевые мотивы в тексте.
- Проанализируйте функции выявленных мотивов в тексте: их роль в развитии сюжета, в создании психологизма, в раскрытии образа героя.
- Определите, как соотносятся основные мотивы поэмы с библейским контекстом.
- Опишите особенности внутреннего мира героя, обозначьте этапы его эволюции.
Занятие 21. Практикум 2. А. С. Пушкин «Родриг»
- Укажите время создания стихотворения «Родриг» и его место в творчестве А.С. Пушкина.
- Определите источники стихотворения (литературные, фольклорные).
- Проанализируйте «сильные позиции» текста (начало и конец).
- Определите ключевые образы и мотивы произведения, связанные с темой духовного преображения человека.
- Найдите библейские образы и аллюзии в стихотворении, определите их функции в тексте.
- Дайте характеристику внутреннего мира лирического героя, обозначьте этапы его эволюции.
Занятие 25. Практикум 3. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Найдите в романе «Капитанская дочка» главы, в которых даётся портретная характеристика Пугачёва, и выпишите эти характеристики. Как портретные описания помогают раскрыть характер Пугачёва? Какая портретная деталь акцентируется в образе Пугачёва?
- К какому типу (типам) портрета относятся эти характеристики?
- Какую роль в реконструкции облика Пугачева играет речь персонажа?
- Почему А.С. Пушкин подчеркивает в образе Пугачева такие черты, как непредсказуемость, миражность, стихийность?
- Как эти характеристики связаны с проблемой самозванства?
- Сквозь призму сознания какого персонажа романа даются портретные характеристики Пугачева?
Занятие 26. Контрольное тестирование
- Укажите название стихотворения, которое А.С. Пушкин прочел на выпускном экзамене 1817 г. В Царскосельском лицее: – «Безверие»
- Стихотворение А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» и митрополита Филарета «Не напрасно, не случайно..» написаны следующим стихотворным размером: – четырехстопный хорей
- Укажите произведение А.С. Пушкина, созданное поэтом в период Южной ссылки:
- В 1830-е гг. А.С. Пушкин работал над переводом на русский язык церковнославянского текста жителя, следующего святого:
- Укажите название журнала. В котором в 1814 г. Было опубликовано стихотворение А.С. Пушкина «К другу-стихотворцу»:
- Укажите хронологические границы петербургского периода творчества А.С. Пушкина:
- В стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» содержится реминисценции из Ветхого Завета:
- В «каменноостровский цикл» А.С. Пушкин входит следующее произведение:
- Укажите произведение, которое А.С. Пушкин приурочил к юбилейной годовщины Царскосельского лицея (25-летие со дня открытия):
- В основе романтической эстетики лежит следующая философская система:
Занятие 30. Практикум 4. Н. В. Гоголь «Невский проспект»
- Найдите в тексте описание Невского проспекта. Как моделируется художественный образ Невского проспекта?
- Укажите пространственные характеристики Невского проспекта, которые способствуют раскрытию онтологической сущности Петербурга и которые аллюзивно соотносятся с образом театра, сцены / закулисья.
- Какой художественный прием использует Н. В. Гоголь для изображения людей на Невском проспекте?
- Как соотносятся город и человек в петербургской реальности? Почему художник в Петербурге, как утверждает автор, «явление странное»?
- Меняется ли отношение повествователя к Невскому проспекту по мере развития сюжета?
Занятие 32. Практикум 5. Н. В. Гоголь «Мертвые души»
- Как С.П. Шевырев трактует понятия «ясновидящая фантазия» и «комический юмор» в контексте «Мертвых душ»?
- Как, по мнению С.П. Шевырёва, соотносятся в поэме «светлая фантазия» и «комический юмор»?
- В чем, по мнению критика, выражается сходство Гоголя с Данте и Гомером?
- Какие отголоски гоголевской любви к Италии обнаруживает С.П. Шевырев в «Мертвых душах»?
Занятие 35. Практикум 6. Н. В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»
- Укажите разделы книги, в которых Гоголь рассуждает о своеобразии русской литературы?
- Как Гоголь трактует пушкинскую формулу: «слова поэта суть уже его дела»?
- Кого из современных поэтов Гоголь считал живым воплощением национальной сущности русской литературы?
- В чем Гоголь видит своеобразие «лиризма наших поэтов»?
- Каковы цель и задачи русской литературы в представлении Гоголя?
- Как соотносятся писательское и пророческое служение в эстетической концепции Гоголя?
Занятие 37. Практикум 7. Н. В. Гоголь «Размышления о Божественной Литургии»
- Проанализируйте семантику понятия «храм», выраженную в «Размышлениях о Божественной Литургии».
- Дает ли Гоголь последовательное описание общей структуры внутреннего пространства православного храма (алтарь, царские врата, иконостас, боковой жертвенник, святой престол, амвон)?
- Какие богослужебные образы и действия помогают передать опыт переживания храмового пространства?
- Какую роль в описании храма играет мотив сияния?
- Какие аудиальные, визуальные, обонятельные элементы и образы храмового пространства выражают семантику пограничности литургического действия, для которого характерна синергия божественного и человеческого, дольнего и горнего, внутреннего и внешнего, буквально-исторического и мистического?
- Найдите в тексте фрагменты, в которых Гоголь показывает, как работают пространственные детали храма на создание смысла происходящего.
- Как работает на создание храмового пространства в тексте гоголевский принцип, состоящий в сочетании описания и символического толкования литургии?
Занятие 41. Практикум 8. Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
- Найдите в романе «Бедные люди» эпизоды, в которых упоминаются повести А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Какую функцию выполняют данные эпизоды в романе Ф.М. Достоевского?
- Какую характеристику дает Макар Девушкин «Станционному смотрителю» и «Шинели»?
- Охарактеризуйте особенности мировосприятия и самосознания Девушкина через данную им оценку литературных персонажей (Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина).
Занятие 44. Практикум 9. Объявления Ф.М. Достоевского о подписке на журнал «Время»
- Почему объявление о подписке на журнал «Время» называют манифестом почвенничества Ф.М. Достоевского?
- Когда в России, по мнению Ф.М. Достоевского, произошел разрыв между народом и другими сословиями?
- Какое событие отечественной истории 19 века способствовало объединению, хотя и кратковременному, низших и высших сословий?
- В объявлении о подписке Ф.М. Достоевский обозначил понятие «русская идея». Какой смысл он вкладывал в это понятие?
- Кто, с точки зрения Ф.М. Достоевского, должен сделать первый шаг на пути к созданию единой русской нации? В чем должен состоять этот первый шаг?
Занятие 45. Контрольное тестирование
- Кружок Петрашевского способствовал распространению в России философии: – идеализма
- Ф.М. Достоевский обучался в Петербургском Главном инженерном училище в этот период: – 1837-1843
- Укажите роман, который исследователи не включают в «великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского:
- Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» опубликован в этом году:
- С 1876 года Ф.М. Достоевским начал издавать ежемесячный журнал:
- Ф.М. Достоевского заковывают в кандалы и отправляют в Сибирь:
- Укажите литературного критика, который придумал термин «сентиментальный натурализм» для характеристики романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»:
- В 1844 году Ф.М. Достоевский перевел и опубликовал следующее произведение:
- Укажите город, в котором родился Ф.М. Достоевский:
- Укажите жанровое определение, которое дал В.Г. Белинский роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»:
Занятие 47. Практикум 10. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
- В контексте каких событий Ф.М. Достоевский написал этот рассказ? В каком издании он был впервые опубликован?
- Перечислите образы, мотивы, которые позволяют отнести это произведение к жанру рождественского рассказа.
- Чем отличается «Мальчик у Христа на елке» от классической модели жанра рождественского рассказа?
- Как воссоздается образ города в рассказе Ф.М. Достоевского? Чье восприятие города представлено в тексте? Какую роль в изображении города играет мотив холода?
- Какое значение получает финал рассказа в контексте христианского вероучения?
Занятие 49. Практикум 11. А. П. Чехов «Студент»
- Какое событие Священной истории вспоминает Церковь в Страстную пятницу?
- Чему посвятил первую половину дня Страстной пятницы герой рассказа – студент духовной академии Иван Великопольский?
- Какую функцию в рассказе выполняет природа?
- О каком евангельском событии рассуждает Иван Великопольский с сельскими женщинами?
- Что способствовало преображению героя?
- Какой образ использует А.Чехов, говоря о связи времен в человеческой истории?